Сновные принципы построения и функционирования, методы использования спутниковых радионавигационных систем, страница 5

Один из крупнейших потребителей услуг глобальных спутниковых систем является гражданская авиация. Здесь СРНС используются для автоматического выведения летательных аппаратов на посадочную глиссаду и далее до точки касания со взлетно-посадочной полосой. Также одна из главных задач в авиации – взаимно соотнести положение двух или более самолетов в воздушном пространстве. Тут требуется точное позиционирование по высоте. Измерения радиолокационных и лазерных высотомеров не являются надежными. Например, два самолета летят встречными курсами, но высотомер одного из них измеряет в данный момент расстояние до впадины, а второго до холма на земной поверхности. Получаются два разных значения относительной высоты, тогда как абсолютная высота может совпадать. В какой-то мере проблему измерения абсолютной высоты удавалось решить, сочетая показания радиовысотомера, барометрического высотомера и карты местности. Но для современных условий результирующая точность таких измерений уже слишком мала и небезопасна.

Незаменима система спутникового позиционирования и в открытом море. Все современные суда оснащены сложным навигационным оборудованием, позволяющим не просто поддерживать заданный курс, а двигаться по заданному маршруту. Задача поддержания постоянного курса давно решена при помощи компасов и гироскопов, но когда речь идет о маршруте, необходимы данные не только о курсе, но и пройденном расстоянии. Его автоматическое измерение в открытом море возможно только при помощи СРНС.

Сегодня многие зарубежные автомобилестроительные фирмы встраивают системы навигации в некоторые модели автомобилей в качестве штатного оборудования. Современные автомобильные навигаторы – это не просто устройства, которые определяют местонахождение, они используют компакт-диски, на которых кроме набора карт записана самая разнообразная информация справочного и рекламного свойства (какие музеи, рестораны находятся поблизости и т.д.), вплоть до фотографий внешнего вида зданий, чтобы облегчить автомобилисту ориентацию в незнакомом городе. Сокращенно этот сервис называется IIS - Integrated Information System.

С появлением портативных приемников возникла идея создания принципиально новой автомобильной системы безопасности. Такая система способна точно отслеживать координаты автомобиля и передавать их на пост контроля, используя обычную сотовую связь. Появилась возможность принципиально перестроить систему управления движением поездов, размещая на них приемники глобальной системы навигации. Новая система способна не только точно отслеживать и оптимизировать движение поездов, но и автоматически включать режим экстренного торможения при опасном сближении составов.

Также оборудование спутникового позиционирования все больше распространяется и становится обязательным элементом оснащения туристов, охотников, рыбаков, яхтсменов.

Таким образом, системы спутниковой навигации имеют очень широкий круг задач, который продолжает расти (планируется использование этих систем для производства печатных плат), и все больше влияют на качество нашей повседневной жизни.

·  Модуль 2 Структура спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС

Структура СРНС ГЛОНАСС

Гражданские применения СРНС, такие как управление гражданским воздушным движением, навигация судов, спасательные работы, требуют обеспечение доступностицелостности инепрерывности обслуживания. Для достижения таких важнейших качеств в составе СРНС выделяют три сегмента:

1.космический сегмент, состоящий из навигационных спутников;

2.наземный сегмент, включающий систему наземных станций для контроля и управления;

3.сегмент потребителей, включающий аппаратуру потребителей (навигаторы).

Bezymjannyi.JPG

Структура системы ГЛОНАСССтруктура СРНС ГЛОНАСС