Сновные принципы построения и функционирования, методы использования спутниковых радионавигационных систем, страница 34

Однако все перечисленные различия систем (кроме запросного режима системы BeiDou 1) не так важны с точки зрения конечного потребителя при построении комбинированной аппаратуры или выборе СРНС, так как эти различия преодолеваются соответствующими алгоритмическими и вычислительными методами, используемыми в аппаратуре потребителя.

 Перспективы развития СРНС ГЛОНАСС

В 2001 году постановлением Правительства РФ была утверждена целевая программа «Глобальная навигационная система», нацеленная на развитие и модернизацию системы ГЛОНАСС, повышение её точностных характеристик, разработку навигационной аппаратуры потребителей. Модернизация системы затрагивает все её сегменты: наземный, космический и пользовательский. В настоящее время в России реализуется навигационный план, утвержденный приказом Минпромторга России от 02 сентября 2008 г. № 118 и полностью приведенный в конце данного раздела.

Модернизация космического сегмента предусматривала восстановление орбитальной группировки до штатного состава в количестве 24 КА. При этом планировалось создание космических аппаратов с повышенными тактико-техническими характеристиками (ГЛОНАСС-М, ГЛОНАСС-К).

В настоящее время в штатной орбитальной группировке находятся навигационные спутники первого поколения ГЛОНАСС и более совершенные спутники второго поколения ГЛОНАСС-М. Запуск и эксплуатация спутников ГЛОНАСС-М начались с 2005 года.

11.1.JPG

Рисунок 1. Состав орбитальной группировки системы ГЛОНАСС

Модернизация орбитальной группировки аппаратами «Глонасс-М» была завершена в 2009 году. На 2011 год запланировано начало летных испытаний спутника «Глонасс-К» с гарантированным сроком активного существования 10 лет.

В настоящий момент планируются к разработке несколько версий новых спутников ГЛОНАСС-К. 26 февраля 2011 был успешно запущен первый спутник «Глонасс-К1», на котором будут отрабатываться технические решения для новых аппаратов. Всего будут запущены два спутника «Глонасс-К1». В процессе испытаний будет тестироваться новый открытый сигнал ГЛОНАСС в формате CDMA в диапазоне L3.

На 2013-2014 годы намечен запуск усовершенствованного спутника «Глонасс-К2».В них дополнительно появятся два открытых сигнала в диапазонах частот L1 и L2. В 2015-2017 годах в серию пойдёт спутник «Глонасс-КМ», в котором предположительно будет использоваться до 8 сигналов в формате CDMA (с кодовым разделением каналов).

По наземному комплексу управления предусматривается:

·  модернизация технических и программных средств этого комплекса;

·  оснащение комплекса управления системами с повышенными характеристиками устойчивости на базе беззапросных измерительно-вычислительных станций;

·  создание системы мониторинга целостности ГЛОНАСС, включающей центр глобального мониторинга и сеть станций мониторинга;

·  создание системы высокоточного определения эфемерид и временных поправок системы ГЛОНАСС, обеспечивающих повышение срока автономного функционирования спутника.

Результатом программы модернизации спутников и наземных комплексов управления станет увеличение точности навигационных определений системы ГЛОНАСС в 2-2,5 раза, что составит порядка 2,8 м для гражданских потребителей.

По аппаратурному обеспечению потребителей проводятся работы по совместимости и взаимодополняемости СРНС и функциональных дополнений к ним. Планируется выпуск многосистемной (ГЛОНАСС/GPS и ГЛОНАСС/GPS/GALILEO) аппаратуры.

С опорой на возможности ГЛОНАСС начаты два масштабных проекта, имеющих ярко выраженное социальное значение. Это внедрение единого номера «112» для вызова спасательных, медицинских служб и милиции и формирование системы экстренного реагирования при автодорожных авариях «Эра-ГЛОНАСС», которая должна быть развёрнута на всей территории страны к 2014 году. С 2012 года все новые автомашины госслужб должны поступать уже со встроенными системами этого комплекса.