К погрешностям, возникающим на трассе распространения сигнала, можно отнести погрешности многолучевого распространения. Они возникают, когда на приемную антенну аппаратуры потребителя поступает не только прямой сигнал от навигационного спутника, но и множество переотраженных сигналов от земной и морской поверхностей и близлежащих объектов, например зданий, металлических конструкций и т.п. Листва деревьев, особенно после дождя, существенно ослабляет уровень поступающего на приемник навигационного сигнала. В результате эффекта многолучевости время распространения отраженного сигнала превышает время «прямого» сигнала. Если уровень переотраженного сигнала выше уровня «прямого» сигнала, то происходит ошибочный «захват», и в результате,вносится ошибка в вычисления расстояния до спутника.
Рисунок 3
Ошибка приемной аппаратуры связана с шумами, возникающими в радиоприемной части навигатора. Эти ошибки, во многом,определяются качеством используемой элементной базы приемников.
· ТЕМА 9 Контроль целостности радионавигационной информации
Контроль целостности
Контроль целостности
СРНС ГЛОНАСС применяется в авиации, при боевых действиях войск, в морской навигации и т.д., где очень высоки требования к достоверности навигационной информации. Поэтому большое значение придается контролю целостности радионавигационного поля. С понятием контроль целостности радионавигационной информации связано понятие непрерывности зон видимости НКА. На рисунке для примера показаны зоны видимости НКА «Глонасс» в течении суток.
Рисунок – Зоны видимости НКА «Глонасс»
Контроль целостности радионавигационного поля системы заключается в контроле качества передаваемых НКА радиосигналов и качества передаваемой ими навигационной информации.
Самоконтроль на борту НКА
На спутниках системы ГЛОНАСС осуществляется автономный непрерывный контроль (самоконтроль) функционирования основных бортовых систем. При обнаружении нарушений нормального функционирования этих систем, которые влияют на качество излучаемого спутником навигационного радиосигнала и достоверность передаваемого навигационного сообщения и которые не могут быть устранены внутренними средствами (например, включением резервного модуля), на спутнике формируется признак его неисправности, который передается потребителю системы в составе оперативной информации навигационного сообщения. Дискретность передачи такого признака составляет 30с. Соответственно, максимальная задержка от момента обнаружения неисправности до момента передачи сообщения об этом не превышает 1 мин. В сигнале спутников серии Глонасс-М присутствует признак, передаваемый с дискретностью не более 4 с, что позволяет сократить задержку оповещения потребителей до 10с.
Недостатки этого канала контроля заключаются в его неполноте: средства самоконтроля не рассчитаны на обнаружение всех возможных нарушений в работе каждой бортовой системы; неисправности самих средств контроля не обнаруживаются и не сопровождаются передачей соответствующего сообщения потребителям; искажение эфемерид не может быть обнаружено на самом спутнике.
Контроль наземными средствами
В состав наземного комплекса контроля и управления входит специальная аппаратура контроля поля. При обнаружении непригодности НКА, информация об этом появляется в альманахе системы не позднее, чем через 16 часов. Соответствующий признак передается один раз в составе каждого суперкадра, т.е. дискретность передачи составляет 2,5 мин. В соответствии с двумя способами контроля радионавигационного поля, в составе служебной информации каждого НКА системы передаются два типа признаков состояния:
Bn(In) –нулевое значение признака обозначает пригодность данного НКА для навигационных определений. В скобках указано наименование признака для НКА Глонасс-М. Признак входит в состав оперативной информации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.