Сновные принципы построения и функционирования, методы использования спутниковых радионавигационных систем, страница 3

Линии, для которых разность расстояний от двух точек постоянна, являются гиперболами, поэтому разностно-дальномерный метод называют также гиперболическим. Для определения местоположения объекта требуется два семейства гипербол (рисунок 3). Поэтому для реализации этого метода необходимы три станции: ведущая (на рисунке 3 обозначена как А) и две ведомых (Ви С). Например, если на подвижном объекте определили, что находятся на разности расстояний между станциями А и С, равной 20, и на разности расстояний между станциями А и В, равной -10, то объект находится в точке .

1.3.jpg

Рисунок 3 – Изолинии разности расстояний до базовых станций

Первой разностно-дальномерной радионавигационной системой была система Лоран (LORAN – Long Range Navigation). Она разработана в США на рубеже 30-х – 40-х годов и введена в эксплуатацию в конце 1942 года на атлантическом побережье США. В системе Лоран-А дальность измерялась импульсным методом. Система Лоран-А обеспечивала определение координат местоположения судна с точностью 1% от дальности в пределах зоны с удалением от станций 300 - 800 морских миль днем и до 1500 морских миль ночью. В дальнейшем (1952-1958 годах) система Лоран была модернизирована (Лоран-С). Она стала импульсно-фазовой. Импульсный методиспользовался для грубого определения местоположения судна, а фазовый – для точного измерения. Лоран-С обеспечивала ошибку измерения до 100 м на дальностях до 1400–2000 миль. В СССР аналогичная РНС "Чайка" была введена в эксплуатацию в 1969 г.

Указанные наземные системы вводились в строй, когда уже началось освоение околоземного космического пространства. После запуска в 1957 г. первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) были развернуты основные теоретические и практические работы по использованию искусственных небесных тел в качестве космического ориентира. Фундаментальное значение имела работа, выполненная коллективом советских специалистов под руководством академика В. Котельникова. Проследив за полетом первого спутника, они установили, что, зная параметры орбиты ИСЗ и измерив доплеровский сдвиг частоты его сигнала, можно рассчитать координаты точки, в которой производятся измерения. Этот принцип положен в основу создания спутниковых радионавигационных систем первого поколения – «Цикада» (СССР) и «Транзит» (США).

Модуль 1

Развитие отечественной системы спутниковой навигации

В 1963 г. начались работы по созданию первой отечественной низкоорбитальной навигационной спутниковой системы «Цикада». Вэксплуатацию она была сдана в 1979 г. В состав ее входили четыре спутника, обращающихся на околополярных орбитах высотой 1000 км, наклонением 83° и равномерным распределением плоскостей орбит вдоль экватора. Она позволяла потребителю в среднем через каждые полтора–два часа входить в радиоконтакт с одним из НС и определять плановые координаты своего места при продолжительности навигационного сеанса до 6 мин. «Цикада»использовалась для навигации военных и гражданских морских судов.

Оснащение спутниковой навигационной аппаратурой судов торгового флота оказалось очень выгодным, поскольку благодаря повышению точности судовождения удавалось настолько сэкономить время плавания и топливо, что бортовая аппаратура потребителя окупала себя после первого же года эксплуатации. Возникла необходимость создания универсальной навигационной системы, удовлетворяющей требованиям всех потенциальных потребителей: авиации, морского флота, наземных транспортных средств и космических кораблей.

Выполнить требования всех указанных классов потребителей низкоорбитальные системы в силу принципов, заложенных в основу их построения, не могли. Они давали большие ошибки вычисления координат: часто более 100 метров. Более того, по получаемым измерениям можно было определить только две пространственные координаты. Еще одним недостатком низкоорбитальных систем было отсутствие глобальности покрытия.