Результат.Необходимо ли продолжать процесс поиска решения: набор допустимых уровней .
Этап 5. Определяется реальность определенных на этапе 4 допустимых уровней критериальных показателей и осуществляется их коррекция или в сторону улучшения, если они являются реальными, или в сторону послабления, чтобы сделать реальными. Для этого решают такую одинкритериальную задачу:
Примечание. Для целевых функций, направленных к максимуму, выполняется неравенство, потому критериальное ограничение приобретает вид: . Для направленных к минимуму целевых функций критериальное ограничение является несколько другим: .
Из-за отсутствия абсолютно–оптимальных планов оптимальное значение параметра менее 1. В то же время замечаем, что для всех при . Случай свидетельствует о реальности допустимых уровней, а случай – об их нереальности. Реальные допустимые уровни определяются путем сравнения величин и , и выбору из каждой такой пары наилучшей.
Результат. Вывод о реальности или нереальности первичных допустимых уровней (значение ) и установление реальных допустимых уровней , .
Этап 6. Разыскивается такой эффективный план, который отвечает реальным допустимым уровням всех критериальных показателей. Он является решением одинкритериальной задачи:
Результат. Вывод о реальности или нереальности первичных допустимых уровней (значение ), реальны допустимые уровни , , а также оценка с рекомендацией об утверждении плана как решении многокритериальной задачи. Вся эта информация посылается ЛПР.
Этап 7. Если ЛПР не соглашается с рекомендацией выбрать эффективный план за решение многокритериальной задачи, то надо осуществить коррекцию первичных допустимых уровней целевой функции . Для обеспечения сходимости метода новые уровни , должны быть слабее чем предыдущих.
Результат. Или делаем вывод о завершении процесса, или возвращаемся к этапу 5, учитывая новые значения допустимых уровней целевых функций .
Задача 3. Информация о 8 альтернативных маршрутах подана в таблице. Критериями выбора является время и стоимость (с оптимизационной направленностью каждого показателя к минимуму).
Таблица 3.5
Показатели транспортных маршрутов
Маршрут |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Время, хв |
30 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
70 |
80 |
Стоимость, коп. |
200 |
150 |
120 |
90 |
80 |
60 |
50 |
30 |
Определить наиболее привлекательный маршрут при оптимизации направленной к минимуму с помощью построения функции ценности.
ЛПР считает, что эффективные допустимые уровни мин, коп, проверить являются ли они реальными и предложить наиболее близкое решение к допустимому.
Решение. Этапы 1-2. Считают, что все маршруты эффективны.
Этап 3.Характеристика множества эффективности маршрутов и определение весовых коэффициентов ФЦ.
,
.
Следовательно, целевая функция имеет вид:, где (, ) - время, мин; (, ) - стоимость, коп..
Вычислим ценность каждого маршрута, результаты расчетов приведены в таблице:
Расчетные показатели транспортных маршрутов
Маршрут |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
0,6 |
0,8 |
0,9 |
1 |
1,1 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
|
1,176 |
0,882 |
0,706 |
0,529 |
0,471 |
0,353 |
0,294 |
0,176 |
|
1,776 |
1,682 |
1,606 |
1,529 |
1,571 |
1,553 |
1,694 |
1,776 |
Наилучший показатель ценности имеет четвертый маршрут:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.