Рассмотрим некоторые управленческие решения более подробно.
Алгоритмическое решение представляет собой итеративный процесс, содержание которого схематически представлено на рис.1. Важнейшими элементами этого процесса являются четыре точки, указанные на рисунке ромбами. В этих точках ставятся следующие вопросы:
1. Может ли быть решена проблема полностью?
2. Может ли быть решена проблема полностью?
Рис.1. Схема процесса выработки решения
3. Может ли быть решена проблема полностью?
4. Является ли предлагаемое решение полным решением?
5. Показывают ли результаты проверки возможность полного решения?
6. Подтверждают ли результаты проверки полное решение?
Эвристическое решение. Под эвристикой понимается искусство изобретать, т.е. метод нахождения нового (эвристика - это изучение того, как делаются открытия, как устанавливаются новые, ранее неизвестные истины, как решаются такие задачи, которые требуют не только определенных, прочно усвоенных знаний и умений, но и догадки, выдумки, сообразительности).
В последние десятилетия появилось новое научное направление – эвристическое программирование. Эвристическое программирование – это вид программирования, использующий специфические методы решения задач, для которых вообще не существует строгих критериев выяснения применимости тех или иных методов. Решение строится на основе наблюдений за тем, как живые существа, и в первую очередь человек, решают задачи, какие общие закономерности наблюдаются при этом в решении любой проблемы независимо от ее содержания.
В настоящее время эвристическое программирование – это сложное сочетание из математической логики, психологии, математического моделирования, исследования операций, биологии и т.п.
Типичным примером рассматриваемой проблемы может служить процесс игры в шахматы. Как показали исследования, шахматист никогда не просчитывает все возможные варианты позиции, а пользуется определенными ограничительными представлениями. Делает он это на подсознательном уровне (т. е. не количественно, а качественно) воспринимая анализируемую позицию и возможные ее трансформации. Шахматист действует эвристически, для него важны не отдельные фигуры, а их связи, сила которых количественно неопределима. Именно поэтому игра в шахматы используется как почти идеальная модель для исследования законов и методов эвристики. На достижениях в этой области были построены компьютерные программы для игры в шахматы. Но их достаточно легко обыгрывали ведущие шахматисты. Однако по мере роста быстродействия ЭВМ, а также продвижения в формализации процессов мышления, появились программы, которые в значительно больших объемах способны просчитывать варианты позиций партии. В настоящее время мы являемся свидетелями заметных достижений в области эвристического программирования, когда имеются сообщения о победах ЭВМ над ведущими шахматистами мира. В этих поединках рождаются принципиально новые методы и средства из области принятия решения.
Достижения в области эвристического программирования, вычислительной техники позволяют надеяться на то, что в практику принятия решения все больше будут внедряться специальные математические методы, помогающие определять количественные данные для принятия целесообразных решений. Однако в некоторых областях бывает трудно, а иногда и невозможно построить более или менее точную и полную математическую модель исследуемого процесса. При этом всякое упрощение такого процесса, его идеализация, попытка абстрагироваться с целью использования известного и удобного математического аппарата, может привести к выхолащиванию сущности исследуемого объекта и получению заведомо неадекватного результата.
Между тем человек, встречаясь в своей практике с подобными задачами, решает их без применения сложных вычислительных средств, даже иногда при отсутствии нужного количества исходных данных. Не всегда это решение достаточно эффективно и обоснованно, однако в ряде случаев оно оказывается лучше, чем решение той же задачи, получаемое на ЭВМ с помощью алгоритмических методов и основанное на идеализированных моделях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.