Важнейший компонент процесса принятия решения – выбор метода его обоснования. Известны следующие методы:
а) интуитивные;
б) эмпирические;
в) формально логические.
Но поскольку процесс принятия решения очень сложен и многогранен, то не может быть единого, универсального метода. Современный руководитель должен владеть всем комплексом методов.
Организационно возможны следующие методы принятия решения:
1) разработка «сценария» решения проблемы. Он позволяет в деталях и во времени проследить всю последовательность действий, которые должны быть выполнены, помогает выявить и учесть критические и узловые точки. Готовит «сценарий» группа специалистов различных профессий;
2) использование экспертов (см. раздел 5.3);
3) активное творческое обсуждение сложной проблемы специалистами.
Естественно, выбор методов разработки управленческого решения диктуется конкретными условиями и умением руководителя учесть мнение подчиненных или независимых экспертов.
Следует добавить, что принять решение недостаточно. Необходимо его реализовать. Реализация решения – неотъемлемая часть общего процесса управления. Для этого необходимо иметь план действий. Он должен быть максимально подробным, всеобъемлющим, конкретным и выполнимым. Очень высока роль контроля за выполнением плана действий. Контроль и проверка принятых решений – важнейшая часть организаторской работы.
Принятие оптимальных решений – актуальнейшая и в то же время сложнейшая задача человеческой деятельности. Одна из возникающих при этом трудностей – преодоление отрицательных факторов, сопровождающих процесс принятия решений. Рассмотрим некоторую их систематизацию:
1. Фактор предвзятости – все, что сделано не нами, плохо.
2. Фактор подмены действительного желаемым. Он проявляется обычно как невнимание к трудностям и нерешенным проблемам (возникает неоправданный оптимизм, самообман).
3. Фактор перестраховки. Проявляется в заниженном уровне выходных параметров конечного результата.
4. Половинчатость решения. Вызывается ограниченностью сил и средств для решения проблемы. Влечет незавершенность ее решения.
5. Фактор эгоцентризма. Проявляется в агрессивном стремлении достичь какой-либо узкой цели, носящей, как правило, личный характер. Это приводит к противоречию с общей целью.
Существуют способы уменьшения влияния отрицательных факторов на процесс принятия оптимальных решений. Например:
1. Ясная формулировка цели (задачи, проблемы).
2. Глубокое и всестороннее знание факторов, их учет.
1.2. Классификация решений
Решения, принимаемые и реализуемые в процессе управления, называются управленческими. Они классифицируются по ряду признаков (см. табл.1).
Таблица 1
Классификация управленческих решений
Признак классификации |
Результат классификации |
По уровням инстанции |
· Высший · Средний · Низший |
По решаемым задачам |
· Информационные (оценивают получаемую информацию, отвечая на вопрос: где правда?) · Организационные (устанавливают необходимую структуру управления, отвечая на вопрос: каким быть решению?) · Оперативные (являются решениями действия и отвечают на вопрос: как действовать?) |
По принципам выработки решения |
· Алгоритмические (вырабатываются по определенным правилам и допускают строгую формализацию) · Эвристические (вырабатываются неформальным, творческим путем, без строгих правил) |
По методам обоснования |
· Аналитические; · Статистические; · Математического программирования; · Игровые; · Синтетические и др. |
По характеру исходной информации |
Решения принимают в условиях: · Определенности (полная информация); · Неопределенности (неполная информация) |
По видам знаний |
· Предметные (индивидуально-рациональные); · Системные (коллективно-рациональные) |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.