Повышение конкурентоспособности продукции ЗАО “Технопарк ЛТА”, страница 27


Рисунок 2.2 – Схема оценки конкурентоспособности продукции


«Жесткие» параметры описывают важнейшие функции продукции и связанные с ней основные характеристики (например, показатели назначения и показатели эргономичности). Особую группу «жестких» параметров составляют параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и т.п. Если не все параметры производимого изделия соответствуют регламентированным требованиям покупателя, то это свидетельствует о его неконкурентоспособности.

«Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара, а также некоторые показатели эргономичности.

Установление совокупности качественных параметров товара – исходный пункт оценки его конкурентоспособности. Далее необходимо эти параметры количественно определить, что просто осуществить для «жестких» параметров, каждый из которых имеет определенное значение, выраженное в тех или иных единицах измерения.

Более сложной проблемой является качественное определение «мягких» параметров, которые не имеют, как правило, естественной физической меры, и поэтому трудно поддаются непосредственной количественной оценке.

Для решения этой проблемы возможна оценка на базе органолептических методов, построенных на субъективном восприятии человека того или иного свойства объекта и выражении результатов восприятия в количественной (балльной) форме. Другой способ решения проблемы основывается на использовании экспертных методов, ориентирующихся на опыт работы и (или) интуитивное понимание квалифицированными специалистами роли того или иного свойства в удовлетворении конкретной потребности. На основе обобщения высказанных экспертами мнений строится общая количественная оценка «мягкого» параметра.

При определении перечня параметров изделия, подлежащих оценке, и анализе нормативных параметров целесообразно руководствоваться:

·  действующими международными (ИСО, МЭК и др.)  и  региональными стандартами;


·  национальными отечественными и зарубежными стандартами;

·  действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции;

·  документацией на поставку;

·  каталогами, проектами и стандартами фирм-изготовителей данной продукции;

·  патентной и конъюнктурно-экономической докуметацией и т.п.

2. Выбор товаров-аналогов. Правильность результата, полученного в процессе оценки конкурентоспособности, в значительной степени зависит от выбора оценочной базы. Поэтому выбор базы-эталона представляется одним из наиболее ответственных этапов процедуры оценки конкурентоспособности продукции. В качестве базовых могут быть выбраны следующие параметры: потребность покупателей; конкурирующий товар; гипотетический образец товара; группа аналогичных параметров; величина полезного эффекта.

3. Оценка конкурентоспособности различными методами. Оценка конкурентоспособности продукции производится сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. При этом могут использоваться дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки.

Дифференциальный метод основан на использовании и сопоставлении единичных параметров качества анализируемой продукции и базы путем построения для каждого из них соответствующего параметрического индекса.

Комплексный метод применяется в случае, если для характеристики качества товара используется совокупность параметров, описывающих какое-либо свойство. Тогда параметрический индекс рассчитывается с учетом удельного веса различных составляющих.

При смешанном методе оценки конкурентоспособности продукции используется часть параметров, рассчитанных комплексным методом, часть параметров, рассчитанных дифференциальным методом.

Оценка технического уровня продукции может проводиться на основе сопоставления единичных и групповых показателей качества оцениваемого изделия с соответствующими показателями базового образца.