Одна и та же характеристика продукции с точки зрения разных субъектов рынка может выступать или как фактор, или как критерий (см. таблицу 2.3).
Таблица 2.2 – взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности
Фактор (причина) |
Критерий (следствие) |
Производственный: - имидж предприятия - сертифицированная система качества - применение защитных мер по предупреждению фальсификации |
2.1 стабильность уровня
|
Сбытовой: - количество посредников |
4.1 цена продукции 4.2 текущие затраты |
Сервисный: - продолжительность гарантийного срока |
|
Рыночный: - рыночная новизна |
5. потребительская новизна |
При оценке конкурентоспособности следует опираться на определенные исходные положения и принципы. Следование этим принципам позволяет повысить точность оценки, учесть интересы субъектов рынка, унифицировать порядок действий, составляющих содержание процедуры оценки. Основными принципами оценки конкурентоспособности являются:
1) оценка с позиции определенного субъекта рынка: изготовителя, продавца, потребителя;
2) ориентация на определенный сегмент рынка;
3) соответствие требованиям технического законодательства, нормативных и юридических документов;
4) ориентация на определенный тип рынка (внешний, внутренний);
5) упреждение двойного счета (изменение ряда критериев отражается как на полезности, так и на стоимости продукции или услуги. Например, повышение уровня надежности, с одной стороны, повышает стабильность уровня качества, с другой – цену потребления);
6) формирование номенклатуры критериев конкурентоспособности с учетом рекомендуемых требований и превышения обязательных требований.
Оценка конкурентоспособности может осуществляться производителями продукции при проектировании нового товара, торговыми организациями при анализе рынка или потребительскими организациями в рамках независимой потребительской экспертизы с помощью разных методов (см. таблицу 2.4).
Таблица 2.3 – Классификация методов конкурентоспособности продукции
Признак классификации |
Методы |
1) Используемый принцип |
Органолептические, регистрационные, измерительные, экспериментальные, расчетные социологические, экспертные, статистические, аналитические, маркетинговые. |
2) Номенклатура критериев |
1. Прямые 2. Косвенные |
3) Стадии оценки (исходя из жизненного цикла продукции) |
1. Применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции 2. Применяемые на стадиях реализации и эксплуатеции |
4) Формы представления данных |
1. Графические 2. Матричные 3. Расчетные 4. Комбинированные: расчетно-матричные, расчетно-графические |
2.4. Порядок оценки конкурентоспособности продукции
Деятельность по оценке и формированию конкурентоспособности продукции является базой бизнес-планирования субъекта предпринимательской деятельности.
Оценка конкурентоспособности продукции может проводиться в соответствие с алгоритмом, приведенным на рисунке 2.1.
Рассмотрим порядок оценки по укрупненной схеме: выбор номенклатуры критериев; выбор товаров-аналогов; оценка конкурентоспособности различными методами.
1. Выбор номенклатуры критериев. Чтобы продукция представляла интерес для покупателя, она должна обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими характеристиками. Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик продукции позволяет оценить ее конкурентоспособность. Среди качественных показателей можно выделить две категории параметров: «жесткие» и «мягкие».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.