2. социальная адресность.
3. подлинность.
4. безопасность.
5. потребительская новизна.
6. имидж.
7. информативность.
8. цена потребления.
Критерии конкурентоспособности продукции как характеристики, учет и оценка которых позволяет судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение конкретных групп потребностей: исходя из иерархии – базовые и продвинутые; исходя из состава – сложные и простые; исходя из степени выраженности – явные и скрытые.
Так, критерий «уровень качества» позволяет оценить способность продукции удовлетворять целый комплекс потребностей, начиная с базовых (например, физиологических потребностей) и кончая продвинутыми (эстетическими потребностями, потребностями, отражающими принадлежность покупателя к определенной социальной группе).
Применение критерия «социальная адресность» направлено на необходимость учета в свойствах продукции индивидуальных потребностей человека или социальной группы.
Критерии «безопасность» и «подлинность» характеризуют способность продукции удовлетворять простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обманутым изготовителем (продавцом, услугодателем).
Критерий «уровень новизны» продукции определяет ее способность удовлетворять как явные потребности за счет известных показателей, так и скрытые (латентные), то есть новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать.
Критерий «имидж» характеризует репутацию изготовителя (продавца, услугодателя) и позволяет при дефиците сведений о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска.
Критерий «информативность» позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах продукции для ее компетентного выбора.
Критерий «цена потребления» отражает потребность в приобретении и использовании продукции, соответствующей материальным возможностям
покупателя, его стремление к получению материальных выгод.
Критерии 1–7 определяют потребительскую стоимость (ценность) продукции (услуги), критерий 8 – ее стоимость. В связи с этим критерии 1-7 можно назвать ценностными, а критерий 8 – стоимостным. Критерии «уровень качества» (качество) и «цена потребления» (цена) могут без преувеличения считаться приоритетными, так как в коммерческой практике при оценке конкурентоспособности оперируют основной парой «цена-качество». Другие критерии используются реже по разным причинам: из-за неактуальности для конкретных объектов, отсутствия информации о них, неизбежности усложнения методики конкурентоспособности.
2.3. Факторы, принципы и методы оценки конкурентоспособности
Как не следует смешивать причину и следствие, так не следует смешивать понятия «фактор» и «критерий» конкурентоспособности.
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Классификация факторов конкурентоспособности представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.1 – Классификация факторов конкурентоспособности
Признак классификации |
Факторы |
1. Сфера действия |
1.1 Макроэкономические 1.2 Микроэкономические |
2. Происхождение |
2.1 Основные (природные) 2.2 Развитые (искусственные) |
3. Специализация |
3.1 Общие 3.2 Специализированные |
4. Этапы обеспечения |
4.1 Производственные 4.2 Сбытовые 4.3 Сервисные 4.4 Рыночные |
5. Социально-экономическая природа |
5.1 Ресурсы 5.2 Инфраструктура |
6. Интенсивность воздействия |
6.1 Малозначительные 6.2 Значительные 6.3 Очень значительные |
7. Характер воздействия |
7.1 Положительные 7.2 Отрицательные |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.