Повышение конкурентоспособности продукции ЗАО “Технопарк ЛТА”, страница 25

2.  социальная адресность.

3.  подлинность.

4.  безопасность.

5.  потребительская новизна.

6.  имидж.

7.  информативность.

8.  цена потребления.


Критерии конкурентоспособности продукции как характеристики, учет и оценка которых позволяет судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение конкретных групп потребностей: исходя из иерархии – базовые и продвинутые; исходя из состава – сложные и простые; исходя из степени выраженности – явные и скрытые.

Так, критерий «уровень качества» позволяет оценить способность продукции удовлетворять целый комплекс потребностей, начиная с базовых (например, физиологических потребностей) и кончая продвинутыми (эстетическими потребностями, потребностями, отражающими принадлежность покупателя к определенной социальной группе).

Применение критерия «социальная адресность» направлено на необходимость учета в свойствах продукции индивидуальных потребностей человека или социальной группы.

Критерии «безопасность» и «подлинность» характеризуют способность продукции удовлетворять простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обманутым изготовителем (продавцом, услугодателем).

Критерий «уровень новизны» продукции определяет ее способность удовлетворять как явные потребности за счет известных показателей, так и скрытые (латентные), то есть новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать.

Критерий «имидж» характеризует репутацию изготовителя (продавца, услугодателя) и позволяет при дефиците сведений о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска.

Критерий «информативность» позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах продукции для ее компетентного выбора.

Критерий «цена потребления» отражает потребность в приобретении и использовании продукции, соответствующей материальным возможностям


покупателя, его стремление к получению материальных выгод.

Критерии 1–7 определяют потребительскую стоимость (ценность) продукции (услуги), критерий 8 – ее стоимость. В связи с этим критерии 1-7 можно назвать ценностными, а критерий 8 – стоимостным. Критерии «уровень качества» (качество) и «цена потребления» (цена) могут без преувеличения считаться приоритетными, так как в коммерческой практике при оценке конкурентоспособности оперируют основной парой «цена-качество». Другие критерии используются реже по разным причинам: из-за неактуальности для конкретных объектов, отсутствия информации о них, неизбежности усложнения методики конкурентоспособности.

2.3. Факторы, принципы и методы оценки конкурентоспособности

Как не следует смешивать причину и следствие, так не следует смешивать понятия «фактор» и «критерий» конкурентоспособности.

Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Классификация факторов конкурентоспособности представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.1 – Классификация факторов конкурентоспособности

Признак классификации

Факторы

1. Сфера действия

1.1 Макроэкономические

1.2 Микроэкономические

2. Происхождение

2.1 Основные (природные)

2.2 Развитые (искусственные)

3. Специализация

3.1 Общие

3.2 Специализированные

4. Этапы обеспечения

4.1 Производственные

4.2 Сбытовые

4.3 Сервисные

4.4 Рыночные

5. Социально-экономическая природа

5.1 Ресурсы

5.2 Инфраструктура

6. Интенсивность воздействия

6.1 Малозначительные

6.2 Значительные

6.3 Очень значительные

7. Характер воздействия

7.1 Положительные

7.2 Отрицательные