1.1 Понятие информационной системы (ИС), автоматизированные информационные системы (АИС)
ИС - коммуникационная система по сбору, обработке информации об объекте, кот. представляет работникам разного ранга информацию для реализации функций управления. Под ИС обычно понимают прикладную систему, ориентированную на сбор, сохранение, поиск и обработку текстовой и /или фактографической информации.
ИС – система, кот. организует память и манипулирование данными о проблемной области. ИС представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребностей в информации различных уровней принятия решений.
АИС – система, кот. реализует информационные технологии выполнения функций управления при совместной работе управленческого персонала и комплекса технических средств. АИС объединяет человеческие ресурсы, оборудование, программное обеспечение, сети связи и информационные ресурсы с целью сбора, переработки и распространения информации в организации. Под АИС понимают совокупность управленческого персонала, специализированного программного обеспечения и вычислительной аппаратной платформы, на кот. установлено программное обеспечение.
Различают несколько поколений ИС:
1) 50-70е гг. ХХ ст. характеризуются построением АИС на базе центральных ЭВМ. Основной принцип – одно п/п – один центр обработки данных. Для каждой задачи данные готовятся отдельно, создается экономико-математическая модель и разрабатывается программное обеспечение.
2) 70-80е гг – возникает децентрализация информационной системы , появляется возможность хранения данных (концепция баз данных)
3) 80-90е гг – массовый переход на ПЭВМ (ПК) (дешевле, практичней, компактней, более высокая надежность, простота в эксплуатации обслуживании). Появилась возможность создания автоматизированных рабочих мест и сетей вычислительных машин. Впервые появляются серверы (принт-сервер, диск-сервер, сервер баз данных, файл-сервер)
4) Возникновение технологии клиент-сервер.
Факторы, кот. оказали сильное влияние на развитие АИС:
- развитие методик управления п/п;
- развитие общих возможностей и продуктивности компьютерных систем;
- развитие подходов к технической и программной реализации элементов ИС.
1.2 Классификация ИС:
1) по степени детализации: ручные, автоматизированные, автоматические;
2) по степени применения: в научных исследованиях (неавтоматические), в автоматизированном проектировании (более автоматичны), системы организационного управления (автоматизация определенного уровня), используемые в в управлении технологическими процессами (наиболее автоматизированы);
3) по масштабам: одиночные (1 компьютер без сети и Интернета), групповые (несколько компьютеров с сетью), корпоративные (системы, разделенные территориально);
4) по типу поддержки, кот. обеспечивают организации:
- системы обеспечения операций (обрабатывает ту информацию, кот. возникает постоянно): обработки операций, сотрудничества на п/п (объединяет все системы для контроля), автоматизированные системы управления технологическими процессами (правильность процессов)
- системы обеспечения менеджмента: информационные менеджерские системы (помогают создать заранее обговоренные отчеты), поддержки принятия решений (позволяют менеджеру проводить анализ и принимать решения), управляющие информационные системы;
5) по сферам применения: обработки транзакций, поддержки принятия решений, информационно-справочные системы, офисные ИС.
Системы обработки транзакций
1)по оперативности обработки данных: пакетные, оперативные
2)по способу организации (групповые и корпоративные) системы на основе архитектуры: файл-сервер, клиент-сервер, многоуровневая, Интернет.
1. системы на основе архитектуры файл – сервер не имеет сетевого распределения клиентов и использует компьютер для функций отображения. Файл – сервер только извлекает данные из файла, так что другие пользователи добавляют только незначительную нагрузку на центральный процессор. Недостаток данной структуры: при исполнении определенных запросов в базе данных клиенту могут передаваться большие объемы данных, это загружает сеть и приводит к замедлению реакции. Одним из вариантов устранения данного недостатка является удаленное управление файл – серверным приложением в сети. При этом в локальной сети размещается сервер – приложение соединяющийся с сервером – доступа в среде которой выполняются обычные файл – серверные приложения. Одним из традиционных средств, на основе которого создается файл – серверная система являются локальные системы управления базой данных(СУБД). Однако такие системы не отвечают сохранению целостности данных.
2. системы на основе архитектуры клиент – сервер – предназначены для решения проблем серверных приложений путем распределения компонентов приложений и размещения их там где они будут функционировать эффективно. Особенностью данной архитектуры является использование выделенных серверов базы данных, которые понимают запросы и исполняют поиск, сортировку, редактирование и агрегирование информации. Создание архитектуры клиент – сервер возможно и на основе многотерминальной системы. В настоящее время данная архитектура получила широкое распространение, как средство организации для рабочих групп и информационных систем корпоративного уровня. Эта система позволяет повысить эффективность работы приложений за счет использования возможностей серверов базы данных, разгрузки сети и обеспечения контроля целостности данных.
3. системы на основе многоуровневой архитектуры – объединяет 1 и 2 архитектуру и представляет собой развитие АКС и в классическом виде представляет собой 3 уровня:
· нижний, который состоит из приложений клиентов, которые исполняют определенные функции, а также имеет программный интерфейс для вызова приложений среднего уровня.
· Средний, состоит из серверов приложений на которых происходят операции по работе с базой данных.
· Верхний состоит из выделенного сервера базы данных.
4. системы на основе Интернета и интранета. В развитии Интернета и интранета основное внимание уделяется разработке инструментальных программных средств. Наблюдается отсутствие развитых средств в разработке приложений , которые работают с базой данных. Компромиссным решением становится объединение Интернета и интранета технологией с многоуровневой архитектурой.
1.3 Структура и состав информационной системы.
ИС состоит из 3 основных компонентов:
1) обеспечивающие – состоит из ряда обеспечений:
· информационное – совокупность методов и средств по размещению и организации, которое включает: систему классификации и кодирования; унифицированные системы документации; рационализация документооборота и формирование документов; методов создания внутримашинной информационной базы.
· Программное – совокупность программных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных (СОД). Оно состоит из: базового (системного) , служит для автоматизации взаимодействия человека и ЭВМ, организации типовых процедур обработки; прикладного программного обеспечения, которое представляет собой совокупность программ для автоматизации решения функциональных задач.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.