Понятие информационной системы, автоматизированные информационные системы. Классификация информационных систем. Структура и состав информационной системы, страница 33

Основная идея концепции "клиент—сервер заключается в том, чтоб серверы разместить на мощных ЭВМ, а добавления клиентов — на менее мощных. Благодаря этому будут задействованы  ресурсы более мощного сервера и менее мощных ЭВМ клиентов. Введение-выведение к базе основывается не на физическом дроблении данных, а на логическом, то есть сервер отправляет клиентам не полную копию базы, а только логически необходимые порции. Благодаря этому сокращается график сети — поток сообщений. Сервер обрабатывает запить клиентов, выбирает нужные данные с БД, посылает их клиентам по сети, возобновляет информацию, обеспечивает целостность и сохранение данных.

Концепция "клиент—сервер, будучи более мощной, заменила концепцию "файл—сервер. Она дала возможность соединить позитивные качества систем с одним пользователем (высокий уровень диалоговой поддержки, дружеский интерфейс, низкая цена) с преимуществами больших компьютерных систем (поддержка целостности, защита данных, многозадачность).

Благодаря архитектуре "клиент—сервер реализуется механизм доступа большого количества пользователей к информации на сервере. с другой стороны, влияние концепции "клиент—сервер на основе ОМ оказался в том, что она впервые реализовала адаптивную ОМ с возможностью наращивания ее ресурсов. Эта ОМ способна плавно адаптировать свою мощность к количеству пользователей, которые работают в ней. Конфигурация ОМ, обеспечивая требования пользователей, не перегружается и не исчерпывается. При этом серверы, что добавляются, располагаются ближе к пользователю.


Сущность распределенных технологий обработки и сохранения данных

Одной из самых важных сетевых технологий является распределенная обработка данных. ПЕОМ устанавливают на рабочих местах, где возникает и используется информация, и соединяют каналами связи. Это дает возможность распределить их ресурсы в отдельных функциональных сферах деятельности, децентрализуя технологию обработки данных. Распределенная обработка данных дала возможность повысить эффективность удовлетворения потребностей информационного работника и благодаря этому обеспечить гибкость и оперативность принятия им решений. Преимуществами распределенной обработки данных является: большое количество взаимодействующих между собой пользователей, которые выполняют функции сбора, регистрации, сохранения, передачи и выдачи информации; снятие пиковых нагрузок из централизованной БД распределением обработки и сохранения локальных БД на разных ЭВМ; обеспечение доступа информационного работника к вычислительным ресурсам сети ЭВМ; обеспечение обмена данными между устраненными пользователями.

В распределенных системах используют три интегрированные технологии: технология "клиент—сервер; технология универсального общения пользователей в виде ЭП; технология общего использования ресурсов в границах глобальных сетей.

Самая простая технология не допускает специально выделенной ЭВМ, ресурсы которой распределяются между другими ЭВМ. Каждая ЭВМ имеет собственные ресурсы и ресурсы, что предоставляются другим ЭВМ. Второй тип технологии предусматривает выделение специальной ЭВМ для обслуживания сетевых программ и других ЭВМ. Только на этой машине могут находиться общие программы и БД. Такая ЭВМ называется файл-сервером. Третий тип технологии также допускает выделение отдельной ЭВМ, которая называется "клиент—сервер. В этом случае на сервере находятся не только общие БД, но и программы поиска и записи, что дает возможность клиентам приглашать не всю информацию с БД, а только частично или полностью обработанную сервером.

Сетевая технология, построенная на основе концепции "клиент—сервер, включает распределение данных, распределение обработки и интерфейс пользователя.

Основной принцип технологии "клиент—сервер заключается в распределении операций обработки данных за тремя группами: введение и отображение данных; прикладные операции обработки данных, характерные для решения задач ПС; операции хранилища и управления данными.

Различают три модели реализации концепции "клієнт— сервер": модель доступа к отдаленным данным Кетоие Баиа Ассезз (КБА); модель сервера БД Баиа Вазе Зегуег (БВ8); модель сервера добавлений АррНсаииоп Зег^ег (А8).

Если при распределенной обработке проводится работа с БД, то считается, что представление данных, их смысловая обработка, работа с БД на логическом уровне выполняются на ЭВМ клиента, а поддержка базы в актуальном состоянии — на сервере. За использование распределенной БД она есть на нескольких серверах. Работа в ней осуществляется на тех же или на других ПЕОМ. Для доступа к изъятым данным применяется сетевая СУБД.

В системе распределенной обработки клиент может послать запрос к собственной или отдаленной БД. Отдаленный запрос является единичным запросом до одного сервера. Несколько отдаленных запросов до одного сервера объединяются в отдаленную транзакцию. Если отдельные запросы транзакции обрабатываются разными серверами, то транзакция называется распределенной. При этом один запрос транзакции обрабатывается одним сервером. Распределенная СУБД дает возможность обрабатывать один запрос несколькими серверами. Такой запрос называется распределенным. Только обработка распределенного запроса поддерживает концепцию распределенной БД.

Организация обработки данных зависит от способа их распределения. Существуют централизованный, децентрализованный и смешанный способы распределения данных.

Централизованная организация распределения данных является самой простой. На одном сервере находится единственная копия БД. Все операции с БД обеспечиваются этим сервером. Доступ к данным осуществляется посредством отдаленного запроса или отдаленной транзакции. Преимуществами централизованной архитектуры является надежность сохранения, легкость поддержки БД в актуальном состоянии, выгода администрирования, а недостатком — ограниченность емкости внешней памяти, высокая стоимость связи и большая часовая задержка в реализации запросов сервера, ограничение на параллельную обработку, недоступность БД для устраненных пользователей при появлении ошибок связи и отказе центрального сервера.