· Техническое – комплекс технических средств для функционирования СОД, которое содержит в себе устройства для реализации типовых операций обработки информации как вне ЭВМ, так и на ЭВМ.
· Технологическое – совокупность организационных технологических и технических документов, которые регламентируют процесс человекомашинной обработки данных.
· Правовое – совокупность языковых средств, использующихся на разных стадиях создания и эксплуатации СОД.
· Эргономическое – совокупность средств и методов которые создают благоприятные условия работы человека в информационной системе.
Кроме перечисленных бывают: лингвистическое, организационное и математическое.
2) функциональные – системы функций управления, полный набор взаимосвязанных и взаимозависимых во времени и пространстве работ по управлению необходимых для достижения поставленных предприятием целей. Функциональная подсистема это часть АИС, обособленная по общности признаков управления: подсистема бухгалтерского учета и подсистема управления.
Назначение функциональной подсистемы – решение экономических задач, принятие управленческих решений, которые базируются на результатах обработки данных. Функциональные подсистемы создаются функциональными задачами обработки данных.
Задача – это оконченный комплекс обработки информации, который обеспечивает либо выдачу прямых управляющих воздействий, либо выдачу информации для принятия управленческих решений.
По функциям управления различают: плановые, учетные, контрольные, задачи нормирования, задачи состояния отчетности и т. д.
По характеру преобразования информации: расчетные; имитационные; задачи принятия решений.
По роли в процессе управления: инженерно-технические; экономические; информационно-справочные.
По математической сущности: оптимизационные; прямого расчета; информационно-поисковые.
По возможности формального описания: формализованные; неформализованные.
По регулярности решений: систематические; эпизодические; случайные.
Организационные компоненты – относятся совокупность методов и средств, которые позволяют улучшить организационную структуру объекта и управленческие функции.
1.4 Режимы обработки информации.
СОД предназначены для информационного обслуживания специалистов разных уровней управления. Основная функция СОД состоит в выполнении ряда типовых операций:
- ввод, регистрация и перенос информации на машинный носитель; передача информации;введение информации в ЭВМ;создание и ведение внутримашинной информационной базы;обработка информации;вывод информации в любом виде.
СОД могут работать в следующих режимах:
1) пакетный – это режим, при котором пользователь не имеет доступа к машинным ресурсам. Этот режим используется при централизованной обработке данных. Обработка происходит в специальном подразделении – информационном вычислительном центре. В пакетном режиме задачи имеют регламентированный характер, в котором известна периодичность и срок решения. Подготовленные задачи передаются персоналу, который обслуживает ЭВМ и по определенным признакам собираются в пакеты. Задания, которые собираются в пакет могут иметь различные приоритеты: статические и динамические. Этот режим предусматривает ввод всей необходимой информации в вычислительной системе до начала решения задачи. Одновременно осуществляется коррекция данных. Формирование выходных файлов происходит на основании данных баз данных. Основная цель – минимизировать время решения заданного потока задач за счет непрерывной обработки данного потока задания.
2) телеобработки – это режим, при котором происходит оперативное взаимодействие между пользователем и ЭВМ (обработка данных, которые поступают от удаленных абонентов, управление передачи данными между ними и ЭВМ). В режиме телеобработки пользователь получает непосредственный доступ к машинным ресурсам. Центральную ЭВМ обслуживают специалисты. Системы телеобработки работают в 2 режимах: а) реального времени (активные или диалоговые); б) удаленной пакетной обработки. При удаленной пакетной обработке предусматривается ввод задания и начальных данных с удаленного терминала по каналам связи в ЭВМ. Выполнение заданий на ЭВМ и выдачу результата на терминал пользователя.
3) интерактивный – это режим, в котором пользователь имеет непосредственный доступ к машинным ресурсам. Обработка информации ведется в виде диалога. Пользователь непосредственно принимает участие в реализации процесса обработки данных на ЭВМ. Этот режим может использоваться как при централизованной, так и при распределенной обработке информации. При этом режиме программы построены так, что пользователь во время диалога может выбирать тот или иной расчет, или должен ответить на вопрос для определения направления дальнейшей работы. Этот режим предусматривает многоразовое получение запросов через дисплей, на каждый запрос дается ответ. Использование диалоговой технологии позволяет вести обработку информации в режиме реального времени. Информация предоставляется конечному пользователю в наглядном виде, что позволяет увеличить оперативность и достоверность обработки данных.
4) реального времени – это режим, в котором обработка информации ведется со скоростью близкой к скорости процесса реальной жизни. Он используется для обработки процессов, которые быстро проистекают и непрерывными процессами. Диалоговая обработка информации организована так, что диалог ЭВМ происходит со скоростью диалога человек с человеком, то можно говорить о режиме реального времени.
5) режим разделения времени – это режим, в котором к машинным ресурсам могут обращаться несколько пользователей или программ. В этом режиме обработка информации осуществляется так, что у пользователя создается впечатление монопольного владения машинными ресурсами. Для реализации такого режима необходимо наличие специального программного обеспечения, а иногда специальных технических устройств.
Экономическая информация и средства ее формализованного описания
2.1 Понятие информации и экономической информации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.