(Вопрос: Природа этого контракта – это предварительный договор?)
Нет, он вполне конкретный. Вообще-то это своеобразный договор, он не предварительный, хотя из него может вытекать обязанность заключить договор. Но если он не будет заключен, например, как при отказе поставщика, то нужно будет исполнять госконтракт, потому что считается, что всё для этого есть. Так что это не совсем уж предварительный договор, хотя специфика в том, что он в числе прочего предусматривает и заключение другого договора.
Порядок заключения госконтракта и договора на поставку. В принципе, особенность здесь в том, что закон довольно детально регламентирует эту процедуру и заключения госконтракта, и договора. Принципиально между заключением того и другого нет различий, поэтому можно одновременно о том и другом говорить. Что касается проекта госконтракта, то такой проект, как правило, разрабатывается госзаказчиком и направляется поставщику. Но проект договора на поставку обычно уже разрабатывается поставщиком, потому что поставщик уже имеет госконтракт, от которого может отталкиваться.
Второй этап. Сторона, которая получает проект госконтракта или договора на поставку, в 30-дневный срок подписывает этот договор. Если она с чем-то не согласна, что-то хочет уточнить, то наряду с подписанием договора она еще составляет протокол разногласий, который направляет другой стороне.
А дальше третий этап. Сторонам предписывается также в 30-дневный срок урегулировать возникшие между ними расхождения с учетом проекта договора и протокола разногласий, а если им это сделать не удастся, то сторона, которая имеет право требовать от другой стороны заключения договора, может обратиться в суд с преддоговорным спором об обязании другой стороны заключить договор.
Последнее, что следует сказать о данной разновидности договора поставки. В законодательстве выделяется много так называемых дополнительных гарантий прав поставщиков, то есть тех организаций, которые взялись выполнять госконтракт. Прежде всего речь идет о гарантиях оплаты поставленных для госнужд товаров. В гражданском законодательстве, в частности в законе 1994 года и в ГК, красной нитью проходит идея о том, что независимо от того, кому поставляются товары, непосредственно госзаказчику, конкретному покупателю или получателю, стороне, даже не участвующей в договоре, но в роли гаранта оплаты выступает госзаказчик, даже если расчеты ведутся самим получателем (это тоже возможно), но госзаказчик выступает в роли гаранта.
К сожалению, эта идея гражданского законодательства в настоящее время сведена на нет бюджетным законодательством, то есть принятым БК, потому что, наоборот, если сейчас говорить о системе стимулирования, об интересах для предприятий подключиться к госзаказу и т.д., то первый совет, который вам следовало бы дать, это проверить, есть ли у госзаказчика деньги, выделены они ему или не выделены, потому что из бюджетного законодательства вытекает, что если денег не выделено на соответствующие цели, то что бы он не заключал, что бы он не подписывал, правда, он должен заключать и подписывать только в рамках выделенных средств, но это не всегда происходит. Этот вопрос шире стоит, не только касается поставок, но и подрядов: договоры заключают, а денег нет. Обращаются в суд, а суд говорит: ответственность только в рамках выделенных средств.
Это прямое противоречие гражданского и бюджетного законодательство, которое пока никак не разрешено. Этот вопрос заслуживает, наверное, внимания Конституционного суда и т.д., потому что нормы одного акта практически сводятся на нет действием другого.
Вторая гарантия – это гражданско-правовая гарантия на то, что поставщикам должны быть возмещены все убытки, которые возникли в связи с выполнением госзаказа. Что имеется в виду? Смысл в том, что если поставки тех или иных товаров являются убыточными для предприятия, то во всяком случае уж убытки-то им должны быть возмещены.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.