В роли организатора конкурса могут выступать либо сам госзаказчик, либо он может поручить его проведение какой-то другой организации.
Закон различает несколько видов конкурсов на размещение заказов на поставку. Наиболее предпочтительным является так называемый открытый конкурс, в котором могут участвовать любые российские предприниматели. Извещение о таком открытом конкурсе делают в средствах массовой информации, в специальных изданиях. И закон подробно регламентирует требования и к извещению об открытии конкурса, и к содержанию конкурсной документации, сроки подачи заявок, рассмотрения и т.д.
Что касается закрытого конкурса, то он тоже может проводиться, но условия его проведения ограничены. Во-первых, такой конкурс возможен, если предметом госконтракта будут товары, предназначенные для обеспечения оборонных нужд, или касающиеся безопасности, или так или иначе затрагивающие вопросы гостайны. Во-вторых, это поставка технически сложных товаров, которые производятся очень ограниченным числом предприятий. Иными словами, к проведению закрытого конкурса приглашаются конкретные субъекты, персонально.
И открытые, и закрытые конкурсы могут проводиться с предварительным отбором участников и без такого предварительного отбора. Кроме того, конкурсы могут проводиться в один этап, когда сразу же определяется на первом этапе, в соответствии с поданной документацией, победитель этого конкурса.
Но часто конкурсы проводятся двухэтапно, и это делается тогда, когда с потенциальными поставщиками нужно провести переговоры. В этом случае на первом этапе заинтересованные лица подают свои заявки без указания цены, затем проводятся переговоры. На основе проведенных переговоров организатор конкурса может уточнить требования конкурсной документации. И затем уже на втором этапе подаются, собственно, те же документы, точнее сказать, поданные документы дополняются к документам о предлагаемой цене на товар. С победителем конкурса заключается договор на поставки. Победителем считается тот, кто предложил наилучшие условия по срокам, по качеству, по ценам и доказал, что он в состоянии выполнить этот госзаказ.
Госконтракт на поставку товаров для госнужд заключается на основе заказа госзаказчика, который принимается поставщиком, иными словами, на основе свободного волеизъявления сторон, за исключением случаев, когда закон обязывает поставщика принять заказ.
Говоря о добровольности госконтрактов, отметим следующее, что для госзаказчика, который размещает заказ, принятый поставщиком, заключение договора является обязательным. А что касается поставщика, то он волен как принять, так и не принять заказ. И из этого правила применительно к поставщику лишь два исключения. Обязаны принимать госзаказы предприятия-монополисты, которые отвечают соответствующим, указанным в законе, требованиям. Правда, закон гарантирует им возмещение убытков, если поставка соответствующих товаров и исполнение госзаказа для них являются убыточными. Во-вторых, принятие госзаказа является обязательным для казенных предприятий. Здесь поставка товаров может быть даже убыточной. В остальных случаях поставщики могут как принимать госзаказ, так и не соглашаться с ним.
По всему российскому законодательству проходит иная идея, а именно, идея стимулирования потенциальных поставщиков к принятию на себя выполнения госзаказа. К сожалению, вот эта система стимулирования прописана в существующем законодательстве, в частности в законе 94-го года, достаточно декларативно, то есть там содержатся благие пожелания о том, что поставщикам предоставляются налоговые льготы, им предоставляются различные субсидии, выделяются целевые дотации, кредиты на льготных условиях и т.д. Но практически ни одно из этих преимуществ в конкретном законодательстве не реализовано: в налоговом законодательстве нет ничего о льготах на прибыль, нет нормативного регулирования целевых дотаций и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.