Гражданское право. Завершение процесса купли-продажи. Ответственность по договору, страница 4

Третий признак, который выделяет поставку для госнужд, это то, что эта поставка обеспечивается за счет особых источников финансирования. Таким источником выступают средства госбюджета и привлекаемые дополнительно внебюджетные фонды.

К отношениям по поставке товаров для госнужд применяются прежде всего специальные правила, которые сосредоточены в параграфе ГК, посвященном такому виду поставки. Следующая группа норм – это всё, что сказано о поставке вообще, и, наконец, всё, что сказано о купле-продаже (общие правила для купли-продажи). И плюс, конечно, специальное законодательство, которое я только что называл.

Отметим сразу, что специальные акты, в том числе закон о поставках для федеральных госнужд 1994 года, практически не регулируют сами договорные отношения сторон. Как и во всех других законах, об этом почти ничего не говорится, только упоминаются эти договоры или контракты. Но в этих законах детально решаются вопросы о понятии госнужд, формировании заказов, принципах разработки целевых программ, обеспечении финансирования и т.д. А развивается всё это в подзаконных актах.

Какие же основные особенности поставки товаров для государственных нужд? Прежде всего обратим внимание на особую структуру договорных связей. Здесь нужно различать государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и заключаемый в соответствии с этим госконтрактом договор на поставку товаров для государственных нужд. Рассмотрим последовательно, что такое госконтракт и что такое договор на поставку для госнужд.

Госконтракт на поставку для госнужд – это соглашение, которое заключается между поставщиком и государственным заказчиком и предусматривает обязательства поставщика поставить определенное количество товаров госзаказчику или иному указанному госзаказчиком лицу. Как мы только что говорили, в роли госзаказчиков выступают либо органы исполнительной власти, либо учреждения, специально созданные для этого, либо так называемые государственные корпорации, и могут казенные предприятия выступать в такой же роли. Эти госзаказчики обеспечиваются соответствующими финансовыми ресурсами и делают в соответствии с выделенными им денежными средствами заказы на поставку товаров для госнужд.

Что касается другой стороны госконтракта, то в роли поставщика могут выступать, в принципе, любые предприятия любых организационно-правовых форм собственности, могут даже теоретически и индивидуальные предприниматели выступать. Закон 94-го года лишь устанавливает ограничения в отношении иностранных поставщиков, которые по общему правилу не должны привлекаться к выполнению госзаказов, и закон допускает это делать лишь в тех случаях, когда  соответствующая продукция в Российской Федерации не производится или ее производство является экономически нецелесообразным, и в силу ряда других причин: необходимости срочного приобретения, например, или значительно более дешевого приобретения.

Выбор поставщиков осуществляется, как правило, на конкурсной основе, а сам порядок организации и проведения конкурса на размещение госзаказов регулируется также специальным Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.99. По этому закону конкурс - это способ выявления поставщика товаров для госнужд, который обеспечивает наиболее лучшие условия исполнения государственного контракта. Закон подчеркивает, что в качестве поставщика может выступать лишь такая организация, которая действительно располагает производственными мощностями, оборудованием, трудовыми ресурсами, которые необходимы и достаточны для производства и поставки соответствующих товаров. То есть мысль законодателя заключается в том, чтобы исключить разного рода посредников, которые материальных ресурсов для этого не имеют, а желают получить заказ и затем его перепродать.