Поставка товаров для госнужд может осуществляться либо непосредственно на основании госконтракта, и в этом случае товары передаются поставщиком либо самому госзаказчику, либо указанному им получателю. Здесь возможна выдача по сути дела той же разнарядки, когда госконтракт заключен с госзаказчиком, но товар передается конкретному получателю. Но законодательство исходит из того, что по общему правилу заключенный уже госконтракт должен дополняться в последующем договором на поставку товаров для государственных нужд. И как бы общая схема законодательства такова: сначала госконтрак и затем заключенный на его основе конкретный договор на поставку товаров для госнужд.
Этот договор заключается, как правило, между госзаказчиком и конкретным получателем товара. Но чаще всего не сам госзаказчик, он не в собственных интересах действует, а в интересах конкретных предприятий, которые будут перерабатывать продукцию и т.д., и эти предприятия как раз являются конкретными получателями. Именно с ними поставщик и заключает договор поставки. Сама необходимость заключения этого договора поставки обуславливается тем, что, во-первых, как бы две цели выдвигается, что, заключая договор поставки, стороны уточняют конкретный ассортимент товаров, который нужен получателю, его качественные характеристики, согласуют цены, сроки поставки и т.д. Это первая цель. Госзаказчик может абстрактно знать и ему некогда и нет возможности заниматься уточнением всех этих моментов, а получатель всё это знает, заинтересован и он это делает. А вторая цель – это то, чтобы конкретные получатели товара осуществляли контроль за поставщиком: предъявляли штрафные санкции, требовали исполнения и т.д.
Стороны, заключающие договор поставки для госнужд, исходят из тех условий, которые согласованы в госконтракте. Если там определена цена, то можно уточнить применительно к ассортименту, например, конкретных товаров, но, в принципе, конкретные сроки, количество, цены заданы госконтрактом, а в договоре лишь следует уточнение.
Определение фигуры конкретного получателя товара, с которым поставщик будет заключать договор, в соответствии с законодательством должно быть произведено в 30-дневный срок после заключения госконтракта. В течение этого срока госзаказчик должен сообщить поставщику конкретного покупателя, с которым будет заключен договор. Делается это с использованием понятия, которое имело в прежние годы схожее значение, но выполняло иную функцию, то есть, иными словами, госзаказчик выдает конкретному получателю так называемое извещение о прикреплении его к поставщику. Это было распространенное понятие в плановой экономике, когда в том числе таким образом реализовывались плановые связи.
Вопрос о том, как должны стороны поступить дальше, получив такое извещение о прикреплении, мы рассмотрим позже, а сейчас остановимся на вопросе, насколько обязательным является извещение о прикреплении покупателя к конкретному поставщику. Что касается покупателя, то для него такое прикрепление не имеет обязательного значения, потому что он, получив такое извещение о прикреплении от госзаказчика, может от товара и отказаться. Обязать его к заключению договора нельзя, только, может быть, административными рычагами, если получателем является госпредприятие.
Но что делать поставщику, который заинтересован в выполнении госзаказа? Он в этом случае обращается к госзаказчику, а госзаказчик должен опять-таки в 30-дневный срок либо назначить нового покупателя, либо принять товар сам, либо выдать разнарядку о передаче конкретному лицу, оставаясь стороной в договоре. А что касается поставщика, то для него вот это извещение о прикреплении является обязательным в той степени, в какой он подписал госконтракт и обязался тем самым как бы заключить в будущем договор поставки. Он как бы добровольно заключил госконтракт. Значит можно сказать, что добровольно ему придется заключать и договор на поставку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.