Гражданское право. Завершение процесса купли-продажи. Ответственность по договору, страница 3

В этом случае действующее законодательство предоставляет потерпевшему покупателю и поставщику две возможности. Первая – это возможность в плане взыскания убытков. Потерпевший может взыскать либо так называемые конкретные убытки, либо абстрактные убытки (не путайте при этом с положительным ущербом, неполученным доходом и т.д.). Под конкретными убытками понимается ситуация, при которой, действительно, скажем, поставщик с кем-то заключил договор, продав товар по более низкой цене. И разница между ценой расторгнутого договора и ценой нового договора составляет конкретный убыток, который может быть переложен на ту сторону, по вине которой был расторгнут договор. Но для этого нужно, действительно, реализовать товар более дешево или купить товар по более высокой цене.

Но стороны могут поступить  и иным образом. Собственно, вот это взыскание конкретных убытков – это давно известное правило, и на этом законодательство всегда стояло. Но с принятием ч.2 ГК появилось в нем правило, которое заимствовано из Венской конвенции о договорах международной купли-продажи, которое вводит понятие абстрактных убытков. В данном случае потерпевшая сторона может взыскать с другой стороны, по вине которой расторгнут договор, разницу между ценой договора, который расторгнут, и текущей рыночной ценой на товар, которая сложилась в данной местности на аналогичные товары. Эта цена может быть определена по биржевым котировкам, по каким-то каталогам и т.д. И эту разницу между рыночной ценой и ценой конкретного договора, который отазался расторгнутым, можно взыскать с виновника расторжения этого договора. Так что не обязательно спешить продавать этот товар, можно и повременить с этим, дожидаясь, допустим, повышения цен, но можно предъявить требования о взыскании разницы между рыночной ценой и ценой расторгнутого договора поставки.

Поставка для государственных нужд. В прошлый раз мы говорили о том, что поставка исторически выделилась из купли-продажи как раз в связи с необходимостью обслуживания нужд казны или государственного заказа. И так поставка понималась до 1917 года. Сейчас поставке придается более широкое значение. Но наряду с таким широким пониманием поставки, о котором мы только что говорили, есть и поставка в ее точном значении, а именно поставка для госнужд.

Чем характеризуется эта поставка? Традиционно выделяются три признака.

Во-первых, здесь присутствует особая цель продажи или приобретения товара, а именно удовлетворение государственных нужд. А под государственными нуждами понимаются определенные в установленном порядке потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которые удовлетворяются за счет их бюджетов или внебюджетных источников. В соответствии с законом о поставках продукции для федеральных госнужд от 13.12.94, такие поставки могут осуществляться в целях создания и поддержания госрезерва материальных ресурсов, а более подробно об этом сказано в самом законе о материальном резерве.

Вторая цель поставок для госнужд – это поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, и тоже есть специальный закон, который дополняет только что названный, есть закон об оборонном заказе.

Следующая цель – обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств, когда страна берет, скажем, кредиты, но за кредиты надо рассчитываться, а для этого надо что-то продавать за границу, и для этого предприятиям даются всякие квоты и т.д., но с условием, чтобы они поставляли.

И, наконец, наиболее часто применяемая цель – это реализация различных федеральных и региональных целевых программ, которые пришли на смену социалистическому планированию.

Вот это первый признак, а именно, особый порядок приобретения и продажи товаров.

Во-вторых, в отношениях по поставке для госнужд обязательно участвуют государственные органы либо в лице федеральных органов исполнительной власти, например, есть различные комитеты по госресурсам и т.д., Министерство обороны, или казенные предприятия, или учреждения, которые выступают в роли госзаказчиков.