К вопросу о социологии государства и культуры. Принципиальные основания. Социологическое понятие культуры, страница 5

Но по своим корням и сущности жизнь, развивающаяся через процесс цивилизации, в своих истоках есть не более чем продолжение биологических рядов развития человечества. Ибо все это опирается просто на биологический прогресс процесса мышления, на схватывание-вокруг-себя мыслительной переработки психического материала, на процесс, который позволяет показать, как он, идя от данных от природы связей человека, создает и востребует внешний мир; биолог сразу заметит, что он регулируется совершенно теми же принципами приспособления, что и развитие психофизической субстанции во всех формах. Это есть продолжение биологического развития и — в более широком смысле этого слова — сам биологический процесс по своему содержанию и эффекту: подобно тому как мыслительный аппарат и раскрытие предпринятых им переработок происходят от необходимости приспособления и востребованы ею, содержание подобной мыслительной переработки жизненного материала должно являться как продукт, предлагаемый человеку для лучшего “оснащения” человека в борьбе за существование, лучшей адаптации в окружающем мире... Рефлективное постижение, внутренняя интеллектуализация и внешнее рационализирование нашего существования — просто техническое оформление материала жизни, наподобие того, как овладевают чем-то внешне и внутренне в более легких формах, выражение-себя (Sichauswirken) в нашем бытии, благодаря чему мы поднимаемся над нашими чисто животными биологическими данными до специфически биологических человеческих; пусть при этом в какой-то точке мы придем к угрозе нашему существованию — мы невероятно раздвигаем пределы нашей внутренней и внешней сферы господства в жизни, но посредством этого мы сохраняем и расширяем только наше природное существование. И все, что сделано до сих пор для эволюционного обобщения истории, в сущности относилось просто лишь к нашему биологическому развитию, к нашей эволюции в качестве естественнонаучного вида, к нашему природному потоку жизни.

Но сегодня мы чувствуем, что над всем этим стоит культура, что мы под развитием культуры понимаем нечто иное, нежели тот или иной биологический процесс, нечто отличное от расширения наших жизненных возможностей, от формирования их необходимости и полезности с точки зрения целесообразности этого процесса. Мы чувствуем, культуры нет в течении этого природного потока, мы никогда не сможем понять ее или найти в нем. Да, культура в известном смысле начинается только там, где прекращается непосредственное воздействие этого потока, где наше существование обретает образ посредством полагания цели, которое в биологическом смысле над-целесообразно или нецелесообразно и которое не может быть выведено, с точки зрения продолжения существования и лучшего обеспечения нашей природной жизни, из биологического пребывания человека в окружающем мире. Мы чувствуем: одним из самых больших и плоских упрощений последнего времени было то, что эти факты не замечались, культуру и природную жизнь смешивали друг с другом, говорили о развитии культуры, лишь когда просто улучшалась природная жизнь, когда усовершенствовали паровую машину или обучили одного человека вместо восьми обслуживать ткацкий станок, когда начали летать с двигателем внутреннего сгорания в воздушном пространстве и при помощи рентгеновских лучей расширили возможности физического зрения, одерживали все новые победы в борьбе с бациллами, опасными для жизни. Все это факты невероятной важности, вещи и успехи, завораживающие нас по праву, ибо они завоевывают для нас новый мир или открывают еще неведомые силы в старом, возвышая нас от мелкого и ограниченного, недолговечного и окруженного со всех сторон угрозами вида до торжествующего победу, в значительной мере стоящего над болезнями и опасностями; но все эти факты, хотя и дарят нам новую жизнь, пока не дали ничего, кроме натуралистического нового существования, изнутри совершенно неоформленного, внутренне еще не подведенного к каким-либо последним принципам и внутренне не возвысившегося над самим собой. Только тогда, когда это произойдет, когда жизнь от своей необходимости и полезности придет к стоящему над ними образу, только тогда будет существовать культура.