Эта установка не является философской. Она не представляет собой попытки вывести из лежащего за пределами вещей понимания “смысла” движения истории феноменологию бытия. Это означало бы упомянутым выше способом подходить к проблеме, исходя из понимания Логоса в его отношении к бытию. Здесь же мы сознательно придерживаемся переживания образа как последнего нам доступного, придерживаемся факта пребывания человеческого познания в состоянии плененности и связанности с явлением. Толкование здесь может следовать лишь эмпирическим и интуитивным путем от явления переднего плана к явлению в основании, от эпифеноменов к протофеноменам, от сложного образа к простому. Таков путь Гёте, которым он шел в исследовании природы; мы здесь избираем этот путь для истории.
И что же окажется на этом пути? Он полностью лишен дополнительного видения и антиципации даже в самых читаемых новых книгах, которые хотят представить свои результаты, но именно в них, как я полагаю, он и не был пройден. Если охватить, следуя этим путем, развитие человечества в целом, а без этого нельзя на него ступить, он открывает почти безграничные перспективы. Но не эти перспективы, а понимание совершенно конкретных высоких и глубоких периодов человеческой истории, появление завершенных образов и великих людей в совершенно конкретных исторических условиях и временах — именно это он должен предложить в качестве ответа на вопрос о жизни, который от него требуют. Преждевременный ответ на этот вопрос был бы гораздо хуже отсутствия ответа; каждый ответ должен предполагать понимание невозможности составить гороскоп будущего. Никогда это не сможет быть каким-либо эмпирическим рассмотрением прошлого. Оно всегда может показывать только единичное и неповторимое в каждой, в том числе и современной ситуации, только определить место, на котором мы находимся в общем историческом процессе, помещая в его необратимое и огромное единство как все остальные процессы истории, так и современный процесс. Что произойдет с нами — эмпирическое рассмотрение сказать не может, но может, вероятно, дать нам предчувствие наших возможностей и задач, рисуя картину грандиозного потока, в котором мы движемся и который в своем течении обусловливает наше во-ление и ограничивает его.
Так оно и есть; не пытаясь предложить здесь большее, можно указать, что первый результат даже при самом поверхностном обращении к новому пути, показывает нам единый процесс цивилизации человечества, который протекает в истории, рассмотренной как единство, и логически в ней продолжается. Процесс цивилизации есть восхождение по ступеням внутренне связанного интеллектуального космоса практического знания и зависящих от него средств и методов внешнего оформления бытия и господства над природой, теоретического понимания и данного тем самым непрерывного построения образа мира и образа “Я” (Ichbilds); есть процесс озарения сознания и проистекающих из него растущих духовных форм овладения бытием. Этот космос есть Нечто, представляющее собой для человека, где бы он ни был, предсуществующий мир, все более открываемый им в ходе истории, который в этих своих уже открытых частях переносится на все человечество, привносится в его существование, расстилается, как обширное духовное и материальное междуцарствие знаний и предметов между человеком и природой. В едином потоке истории все то, что в философии говорится о прогрессе человечества, но без акцентирования ценности, рассмотренное чисто фактически как феномен, воспринимается, если вообще облечь это в человеческое чувство, как судьба, которую человек принял своим деянием Прометея: при этом нельзя решить, если исходить из его сути, во благо это или во зло.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.