К вопросу о социологии государства и культуры. Принципиальные основания. Социологическое понятие культуры, страница 23

Все это мы знаем. Должны ли мы поэтому отчаиваться? Для этого было бы основание лишь в том случае, если бы мы не могли поставить перед собой цели, которые с самого начала не казались бы нам фантастическими и нереализуемыми.

И прежде всего: все исторические недостатки, все связанные с этим практические трудности полностью взвешены и осознаны; ситуация была бы безнадежной, если духовное у нас было бы настолько организовано и в его идеальной форме одновременно настолько разработано, что оно не могло бы влиять на политику.

Я знаю то, что знает каждый: олигархически структурированный ведущий слой, который после нашей катастрофы примкнул к старым партиям и в значительной степени действительно сегодня определяет нашу судьбу, который, впрочем, внешне технически, поскольку мы являемся современной массовой демократией, и должен быть неизбежно структурирован в олигархию, — этот ведущий слой почти сплошь состоит сегодня все еще из людей довоенного поколения, с большим тихим упорством препятствует почти во всех партиях проникновению новых поколений на ключевые посты в политике. В общем, препятствует этому успешно. Преобладанию духа, иному духу противостоит деловая рутина и привычная техника — не может быть сомнения в том, кто из них, а они должны были бы пронизать и дополнить друг друга, одержит сегодня верх. Однако я спрашиваю, действительно ли сожалело тогда молодое поколение о том, что осталось не у дел, о расколе духа и политики; оно должно было влить молодое вино в старые меха, сделать все, чтобы захватить эту крепость.

Я знаю: организация молодого поколения существует во всех партиях. И я считаю это весьма необходимым и ценным. Ибо если в 20 лет дается право участвовать в выборах, то ориентироваться политически нужно начинать не позднее 18 лет. Но легко может случиться, что при этом партийный шаблон, слегка видоизмененный, несколько приспособленный к требованиям молодежи, просто нахлобучивается на голову молодому поколению, которое, если оно сегодня очень рано входит в партийные кадры, духовно, чтобы служить новым ферментом и носителем задачи, о какой я говорю, должно быть защищено по возможности от всякой четко сформулированной программы, прежде всего от всякой партийной программы, и для своего, быть может, самого насущного существования, само должно создать для себя если не особые органы (что немаловажно, но второстепенно), то, во всяком случае, создать духовно-политический принцип жизни.

Уточню: я за то, чтобы, например, в демократической молодежной организации получили бы слово не только демократы, но и члены Народной партии, социал-демократы, немецкие националисты, центристы и т.д. И vice versa6' также во всех других организациях. Это было бы выражением предшествующего принятию программы существования. Да и то в значительной степени внешним. Его подлинное содержание должно заключаться в установлении общей цели для всех организаций молодежи, имеющих политические интересы на духовной основе. И это отнюдь не пустая фантазия; посредством последовательного самовоспитания молодежи она может стать действительностью: все молодые поколения, какому бы направлению они ни принадлежали — демократическому или антидемократическому, привыкнут требовать от всех руководителей Германии, как и повсюду, совершенно определенной духовно-аристократической позиции, короче говоря — прежде всего определенного уровня. Демократический руководитель, который им не обладает, лично для меня ничуть не лучше, чем антидемократический, а, с моей точки зрения, быть может, еще и хуже. Во всяком случае, только если руководители всех партийных направлений вынуждены будут занять подобную позицию, если станет невозможным, чтобы какой-нибудь политический деятель, не обладающий таким уровнем, сохранил бы свое положение, тогда можно считать, что даны предпосылки для воздействия духа на политику. Кроме того, при действии подобного остракизма сразу же гарантируется определенная, достаточно значительная степень влияния, ибо человек решительно требуемого внутреннего склада не может жить без прочной духовной основы.