Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Кора головного мозга, локализация функций. Очаговые и диффузные поражения коры (Методические рекомендации для проведения практических занятий № 2-9)

Страницы работы

Содержание работы

ЗАНЯТИЕ №2

ТЕМА: Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Проприоцептивная регуляция движений.

Цель занятия:  научиться выявлять  симптомы и синдромы поражения чувствительной сферы, уметь локализовать процесс в зависимости от вида и типов поражения чувствительности. Овладеть методикой исследования всех видов поверхностной и глубокой чувствительности.

Исходный уровень подготовки включает ознакомление с материалом темы по вопросам домашнего занятия.

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

·  Понятие об анализаторе. Виды анализаторов.

·  Общая чувствительность: поверхностная, глубокая, их виды, сложные виды.

·  Значение  синдрома боли в клинике нервных болезней

·   Афферентные системы соматической чувствительности и их строение: рецепторы, проводящие пути, корковый анализатор, 3-х нейронные проводники. Проводники поверхностной и глубокой чувствительности.

·  Виды расстройств чувствительности: гипе- и гиперестезия, парестезия и боль, гиперпатия, каузалгия. Сенситивная атаксия.

·  Типы расстройств чувствительности: периферический (невральный, полиневритический), сегментарный, проводниковый, центральный гемитип, корковый монотип. Диссоциированые  расстройства чувствительности. Симптомы корешкового натяжения

·  Зрительный бугор,  анатомия, функции, особенности расстройств чувствительности при поражении.  Синдромы поражения и раздражения таламуса. Таламические боли, гиперпатия.

·  Топическая диагностика чувствительных расстройств

·  Синдром раздражения проекционной зоны коры

Практические навыки и умения:

·  Освоить методику исследования болевой, температурной, тактильной, мышечно-суставной, вибрационной, дискриминационной чувствительности

·  Уметь выявлять расстройства поверхностной и глубокой чувствительности,  оценивать координаторные пробы,  выявлять сенситивную атаксию, симптомы корешкового натяжения, объективизировать боль. Устанавливать синдромы чувствительных расстройств и локализовать их в очаг поражения

·  Уметь описать расстройства чувствительности в истории болезни

Оснащение занятий: подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, тесты для контроля знаний, неврологические молотки, кисточки, иголки, камертон, гирьки, набор пробирок для проверки температурной чувствительности

Литература для подготовки к занятию:

1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус,   ИПЦ «Вазар-Ферро»,   Москва, 1997.

2. Неврология.  Марко Мументалер,   Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс-  информ», Москва, 2007 

3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997

4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.  Триумфов А.В. Москва, 1996

6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А.  Санкт- Петербург, 1996 

                                ЗАНЯТИЕ №2

 (рекомендации для преподавателей)

ТЕМА:

Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Проприоцептивная регуляция движений.

Цель занятия:  научить студентов  выявлять  симптомы и синдромы поражения чувствительной сферы, уметь локализовать процесс в зависимости от вида и типов поражения чувствительности. Ознакомить с методикой  исследования всех видов поверхностной и глубокой чувствительности.

Исходный уровень подготовки включает ознакомление с материалом темы по вопросам домашнего занятия.

План занятия:

·  Вступительное слово: название и характеристика темы

·  Обсуждение основных вопросов темы занятия (см. ниже)

·  Опрос по теме занятия, решение ситуационных задач (индивидуально для каждого студента с совместным обсуждением  в группе по типу консилиума)

·  Демонстрация методики осмотра чувствительной сферы неврологического статуса  на примере больных с различными типами чувствительных расстройств

·  Обсуждение осмотренных больных с выделением ведущего неврологического синдрома и установление топического диагноза

·  Освоение студентами  методики  обследования чувствительного статуса  самостоятельно. Запись неврологического чувствительного статуса в кураторских листах

·  Опрос по осмотренным больным, обсуждение больных

·  Разбор ошибок. Итоги занятия. Общая оценка знаний каждого студента (теоретических знаний, практических навыков)

·  Задание на следующее занятие (основные вопросы, трудности, принципы усвоения материала).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, РАЗБИРАЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ:

·  Понятие об анализаторе. Виды анализаторов.

·  Боль. Значение болевого синдрома в клинике нервных болезней  

·  Общая чувствительность: поверхностная, глубокая, их виды, сложные виды.

·   Афферентные системы соматической чувствительности и их строение: рецепторы, проводящие пути, корковый анализатор, 3-х нейронные проводники. Проводники поверхностной и глубокой чувствительности.

·  Виды расстройств чувствительности: гипе- и гиперестезия, парестезия и боль, гиперпатия, каузалгия. Сенситивная атаксия.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Неврология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
204 Kb
Скачали:
0