Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Кора головного мозга, локализация функций. Очаговые и диффузные поражения коры (Методические рекомендации для проведения практических занятий № 2-9), страница 12

·  Формирование зрачковых рефлексов, прямая, содружественная реакция на свет. Анизокория. Синдром Аргайл – Робертсона, синдром Эдди. Синдром Горнера

Перечень практических знаний и умений:

 Научить:

·  производить осмотр и оценивать  функции произвольной и непроизвольной иннервации мышц глаза, выявлять зрачковые рефлексы на свет и на конвергенцию, определять поражение глазодвигательных мышц по направлению диплопии

·  выставлять  синдромальные диагнозы и локализовать процесс по характеру глазодвигательных расстройств

·  производить исследование обоняния.

·  производить исследование и оценку остроты зрения, полей зрения (ориентировочно и периметрически), состояния глазного дна по офтальмоскопии. Уметь оформить схему полей зрения

·  формировать синдромальные и топические диагнозы поражения глазодвигательных нервов, обонятельного и зрительного нервов.

Хронометраж занятия:

Продолжительность занятия 4 академических часа с 9.00 до 12.30 с двумя перерывами по 15 мин:

9.00 - 9.05.-  вступительное слово

9.05 -9.35 – демонстрация тематического больного, разбор

9.35 -10.15 – демонстрация методики осмотра функции  черепных нервов группы глазодвигателей, зрачковых рефлексов, функции обонятельного и зрительного нервов.

10.15 – 10.30 перерыв

10.30 – 11.20 - теоретический раздел: обсуждение основных вопросов темы и фронтальный опрос

11.20  –  11.40 – решение ситуационных задач (индивидуальное задание с общим обсуждением)

11.40 - 11.55  – перерыв

11.55 - 12.20 -  самостоятельная работа с больными,  демонстрация студентами курируемых больных,  обсуждение и разбор («консилиум»)

12. 20 – 12.30 – подведение итогов, оценка знаний, разбор ошибок. Задание на следующее занятие

Оснащение занятия:

подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, муляжи глаза, орбиты, мозга и черепа, учебные таблицы, неврологические молотки, набор пробирок для проверки запахов, таблица проверки остроты зрения, периметр, схемы полей зрения.

Литература для подготовки к занятию:

1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус,   ИПЦ «Вазар-Ферро»,   Москва, 1997.

2. Неврология.  Марко Мументалер,   Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс-  информ», Москва, 2007 

3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997

4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.  Триумфов А.В. Москва, 2001

6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А.  Санкт- Петербург, 1996

7. Р. Бинг, Р. Брюкнер .Мозг и глаз. Медгиз, 1959

                      ЗАНЯТИЕ №7

             (рекомендации для студентов)

ТЕМА:

ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА:

 МОЗЖЕЧОК,

СТРИО-ПАЛЛИДАРНАЯ СИСТЕМА,

ЗРИТЕЛЬНЫЙБУГОР.

ВНУТРЕННЯЯ КАПСУЛА

Цель занятия:

Научиться выявлять нарушение  координации движений, связанные с поражением мозжечка и стрио-паллидарной системы, дифференцировать различные виды атаксий, гиперкинезов, расстройств мышечного тонуса;

оценивать роль этих расстройств в топической диагностике заболеваний центральной  нервной системы; формировать синдромы поражения при нарушении проводников внутренней капсулы и ядер зрительного бугра.

Исходный уровень знаний включает знания, полученные в ходе подготовки по вопросам домашнего задания с учетом  прочитанного лекционного материала.

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

·  Мозжечок. Анатомия, функции. Роль в формировании мышечного тонуса и точности движений.  Основные связи со спинным мозгом и корой больших полушарий. Восходящие спино-церебеллярные  пути. 6-нейронный нисходяший путь.

·  Мозжечковый синдром (триада Люччиани). Мозжечковая атаксия (триада Шарко). Дифференциальная диагностика атаксий при поражении червя и полушарий мозжечка. Динамическая и статическая атаксия. Координаторные пробы, приемы.

·  Отличия мозжечковой, вестибулярной и сенситивной атаксий.

·