Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Кора головного мозга, локализация функций. Очаговые и диффузные поражения коры (Методические рекомендации для проведения практических занятий № 2-9), страница 15

                                    ТЕМА:

КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА, ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ.

 ОЧАГОВЫЕ И ДИФФУЗНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ КОРЫ.

ПРАКСИС. ГНОЗИС

РЕЧЬ

СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ  И РАЗДРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ.

ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

В связи с большим объемом материала и важностью теоретических и практических аспектов этой темы  проводиться 2 занятия в рамках тематики «Кора головного мозга»

Цель занятий:

Научиться выявлять нарушения высших корковых функций, корковые расстройства речи, гнозиса и праксиса, проводить дифференциальный диагноз афазий;

оценить роль этих расстройств в топической диагностике поражения различных долей коры головного мозга; уметь локализовать поражение коры по различным проявлениям эпилептических припадков;

проводить дифференциальный диагноз различных видов  нарушения сознания, уметь оценить степень расстройства сознания;

оценить роль общемозгового синдрома в прогнозе заболеваний центральной нервной системы

Исходный уровень знаний включает знания, полученные в ходе подготовки по вопросам домашнего задания с учетом  прочитанного лекционного материала.

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

·  Анатомия коры больших полушарий головного мозга: основные принципы строения,  функции коры.  Основные борозды, извилины,    поверхности коры.

·  Цитоархитектоника и миелоархитектоника. Особенности клеточного строения коры в зависимости от функциональной специфичности.

·  Проблема локализации функций в коре, функциональная асимметрия полушарий мозга.

·     Первичные проекционные центры, синдромы выпадения и  раздражения.  

·    Вторичные и третичные ассоциативные зоны. Принцип их формирования. Синдромы поражения этих зон. Гнозис, виды агнозий. Праксис, виды апраксии

·     Синдромы несимметричного представительства ассоциативных зон  коры. Доминантность полушарий по различным функциям.

·    Речь, формирование речи у человека. Нейробиологическая модель речи. Центры речи.

·     Виды афазий – моторная, сенсорная, амнестическая. Алексия. Аграфии.

·     Синдром поражения и раздражения лобной доли доминантного и недоминантного полушария.  Лобные припадки. Лобная психика

·     Синдром поражения теменной доли. Астереогноз.

·     Синдром поражения височной доли. Височная эпилепсия.

·     Синдром поражения и раздражения затылочной доли. Виды зрительных нарушений.

·     Синдромы стыка долей доминантного и недоминантного полушарий.

·    Общемозговые расстройства (субъективные и объективные)

·  Сознание, физиологические компоненты сознания. Синдромы нарушения сознания. Кома,  шкала Глазго.

·  Акинетический мутизм, хроническое  вегетативное состояние, синдром  «locked in», смерть мозга. Обзор причин нарушения сознания. Клиническое обследование и ведение больного при расстройствах сознания.

Перечень практических знаний и умений:

·  Научиться оценивать расстройства устной и письменной  речи, определять их характер (нарушение понимания или выполнения) Провести дифференциальный диагноз афазий

·   

·  исследовать стереогноз

·  формировать синдромы поражения отдельных долей

·  оценить степень расстройства сознания с использованием шкалы Глазго.

·  Уметь дифференцировать виды нарушения сознания

Оснащение занятия:

подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, работа в отделении реанимации и интенсивной терапии, муляжи мозга и черепа, учебные таблицы, неврологические молотки

Литература для подготовки к занятию:

1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус,   ИПЦ «Вазар-Ферро»,   Москва, 1997.

2. Неврология.  Марко Мументалер,   Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс-  информ», Москва, 2007 

3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997

4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.  Триумфов А.В. Москва, 2001

6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А.  Санкт- Петербург, 1996