Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Кора головного мозга, локализация функций. Очаговые и диффузные поражения коры (Методические рекомендации для проведения практических занятий № 2-9), страница 6

4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.  Триумфов А.В. Москва, 1996

6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А.  Санкт- Петербург, 1996 

                       ЗАНЯТИЕ № 4 (рекомендации для преподавателей)

ТЕМА:

 СТВОЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ    ИННЕРВАЦИЯ. КАУДАЛЬНАЯ ГРУППА ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ

Цель занятия:

Научить студентов оценивать функции мышц глотки, гортани, голосовых связок, выявлять признаки поражения черепно-мозговых нервов каудальной группы ствола головного мозга (9, 10, 11, 12 ПАР) и определятьроль этих расстройств в диагностике заболеваний центральной  и периферической нервной системы  

Исходный уровень знаний включает знания, полученные в ходе подготовки по вопросам домашнего задания.

+  План занятия:

·  Вступительное слово: название и характеристика темы

·  Демонстрация больного по теме занятия, разбор

·  Обсуждение основных вопросов занятия (см. ниже), фронтальный  опрос по теме занятия

·  Решение ситуационных задач (индивидуально для каждого студента с совместным обсуждением  в группе по типу консилиума)

·  Демонстрация методики исследования глоточных рефлексов,  функции мышц мягкого неба,  языка, оценки глотания, голоса, артикуляции, вегетативных функций, мышц шеи у здоровых.

·  Освоение студентами  методики  исследования  функций каудальной группы черепных нервов на тренажерах и больных 

·  Самостоятельная курация (осмотр и разбор тематических больных, выделением ведущего неврологического синдрома и установление топического диагноза)

·  Запись неврологического статуса в кураторских листах.

·  Доклад по осмотренным больным, обсуждение больных

·  Разбор ошибок. Итоги занятия. Общая оценка знаний каждого студента (теоретических знаний, практических навыков)

·  Задание на следующее занятие

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

·  Анатомия  ствола головного мозга. Продолговатый  мозг. Ядра, связи, взаимоотношения с образованиями задней черепной ямки.

·  Кортико-нуклеарный путь, особенности иннервации ядер черепных нервов. Аксиальные знаки (симптома орального автоматизма)

·  Центральные проводники общей и специальной чувствительности для черепных нервов.

·  Общие закономерности  для каудальной группы черепных нервов (локализация ядер, пути, периферические аксоны)

·  Принципы формирования альтернирующих синдромов

·  11 пара - добавочный нерв: локализация ядер, выход из мозга, выход из черепа, иннервируемые мышцы, симптоматика периферических парезов, синдромы раздражения.

·  12 пара  – подъязычный нерв, локализация ядер, выход из мозга, выход из черепа, иннервируемые мышцы. Центральный и периферический парез мышц языка. Нарушение артикуляции. Альтернирующий синдром Джексона

·  9 и 10 пары – языкоглоточный и блуждающий нервы, локализация ядер, выход (вход – для чувствительной порции) корешков  из мозга, выход  из черепа, иннервируемые мышцы, нарушения чувствительности. Формирование глоточного рефлекса. Расстройства глотания, фонации, вкуса. Признаки поражения на разных уровнях. Вегетативная порция 10 пары, вегетативные расстройства при поражении n. Dorsalis n. Vagi.

·   Бульбарный и псевдобульбарный синдромы.

·   Альтернирующие синдромы Шмидта и Валленберга.

Перечень практических знаний и умений:

·  Научить производить осмотр и оценивать  функции языка, артикуляцию, дифференцировать центральный и периферический паралич мышц языка

·  Научить оценивать функции глотания и фонации, производить осмотр мягкого неба, выявлять и оценивать глоточный рефлекс, расстройства общей и вкусовой чувствительности, определять топический диагноз поражения.

·  Исследовать функцию мышц, иннервируемых 11-ой парой (трапецевидной и грудино-ключично-сосцевидной).

·  Выявлять симптомы орального автоматизма

·  Диффернцировать бульбарный и псевдобульбарный синдромы