· Сирингомиелитический синдром
· Экстра- и интрамедуллярные синдромы (варианты)
· Синдром conus medullaris.
· Синдром конского хвоста
· Оболочки головного и спинного мозга. Межоболочечные пространства, особенности на церебральном и спинальном уровнях.
· Ликвор. Ликвородинамика. Нормальный состав.
· Менингеальные симптомы у взрослых и детей.
· Субъективные и объективные признаки менингеального синдрома.
· Понятие «ликворологический синдром»
· Изменение состава ликвора при воспалительных, объемных и сосудистых заболеваниях. Белково-клеточная диссоциация.
· Люмбальная пункция. Методика, противопоказания и показания к выполнению. Ликвородинамические пробы.
· Методы обследования ликвора
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ОСВОЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ :
· При исследовании двигательного и чувствительного статуса научиться компоновать синдромы поражения спинного мозга и локализовать их в соответствии с сегментом спинного мозга и сегментом позвоночного столба.
· Уметь определять по уровню и типу чувствительных расстройств экстра и интрамедуллярные процессы
· Уметь определять и оценить менингеальные знаки, отличать их от симптомов корешкового натяжения
· Освоить методику выполнения люмбальной пукции на тренажерах
· Составить дифференциальную таблицу ликворологических нарушений в зависимости от характера заболевания
· Уметь сделать запись в истории болезни по оценке менингеального синдрома
· Уметь сделать запись по выделенным спинальным синдромам и топическому диагнозу
· Владеть знаниями о современных возможностях исследования ликвора в лабораториях (клинический, биохимический, бактериологический, серологический, иммунологический анализы)
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении с заболеваниями спинного мозга, корешковым синдромом, менингеальным синдромом, тесты для контроля знаний, неврологические молотки, динамометры, сантиметровые ленты, кисточки, иголки, камертон, гирьки, набор пробирок для проверки температурной чувствительности, тренажеры для выполнения люмбальных пункций, пункционные иглы, манометры для измерения ликворного давления.
Литература для подготовки к занятию:
1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус, ИПЦ «Вазар-Ферро», Москва, 1997.
2. Неврология. Марко Мументалер, Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс- информ», Москва, 2007
3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997
4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Триумфов А.В. Москва, 1996
6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А. Санкт- Петербург, 1996
ЗАНЯТИЕ № 3 (рекомендации для преподавателей)
ТЕМА: СПИННОЙ МОЗГ, СИНДРОМЫ ЕГО ПОРАЖЕНИЯ.
ОБОЛОЧКИ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА.
ЛИКВОР. ЛИКВОРОДИНАМИКА. МЕНИНГЕАЛЬНЫЙ
СИНДРОМ. ЛИКВОРОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. научить студентов выявлять спинальные расстройства с учетом двигательных, тазовых и чувствительных нарушений и локализовать их в сегментах спинного мозга, соответствующих сегмента позвоночного столба
2. в зависимости от выделенного синдрома (экстра- или интрамедуллярного) поражения построить диагностическое предположение о этиопатогенетическом процессе
3. научить распознавать менингеальный синдром, определять значимость ликворологического синдрома в неврологической практике
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ включает знания, полученные на занятиях №1 и №2 + подготовка по вопросам домашнего задания к настоящей теме.
+ План занятия:
· Вступительное слово: название и характеристика темы
· Обсуждение основных вопросов темы занятия (см. ниже), опрос по теме занятия
· Решение ситуационных задач (индивидуально для каждого студента с совместным обсуждением в группе по типу консилиума)
· Демонстрация методики исследования менингеальных знаков и сравнение их с симптомами корешкового натяжения у тематических больных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.