· Анатомия и функции экстрапирамидная система: стриатум, паллидарные ядра. Нейромедиаторы стриа – паллидарной системы. Основные связи: нигро-спинальный, стрио-нигральный пути.
· Стриарный гиперкинетический - гипотонический синдром, виды гиперкинезов.
· Паллидарный синдром – гипертонический- гипокинетический. Проявления синдрома паркинсонизма
· Зрительный бугор – подкорковый анализатор всех видов чувствительности и эмоций. Анатомия, функции. Связь со стрио-паллидарной системой. Синдромы поражения и раздражения таламуса (три-гемиталамус, гиперпатия, таламические боли, таламические гиперкинезы, насильственные эмоции).
· Внутренняя капсула, анатомия, проводники. Синдромы поражения различных отделов внутренней капсулы. Синдром трех-геми.
Перечень практических знаний и умений:
· Научиться производить осмотр и оценивать координацию движений по статическим и динамическим координаторным пробам. Постановка пальце-носовой и коленно-пяточной пробы, оценка позы Ромберга, походки, речи, письма, различных приемов по выявлению координаторных расстройств (пробы на адиадохокинез, дисметрию, асинергию)
· Провести дифференциальный диагноз атаксий
· Уметь исследовать мышечный тонус и оценивать варианты его нарушения
· Уметь определять вид гиперкинезов
· Проводить исследование всех видов общей и специальных (зрительной) видов чувствительности
· выставлять синдромальные диагнозы и локализовать процесс по выявленным расстройствам координации, тонуса и двигательных феноменов
Оснащение занятия:
подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, муляжи мозга и черепа, учебные таблицы, неврологические молотки
Литература для подготовки к занятию:
1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус, ИПЦ «Вазар-Ферро», Москва, 1997.
2. Неврология. Марко Мументалер, Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс- информ», Москва, 2007
3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997
4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Триумфов А.В. Москва, 2001
6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А. Санкт- Петербург, 1996
ЗАНЯТИЕ №7
(рекомендации для преподавателей)
ТЕМА:
ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА:
МОЗЖЕЧОК,
СТРИО-ПАЛЛИДАРНАЯ СИСТЕМА,
ЗРИТЕЛЬНЫЙБУГОР.
ВНУТРЕННЯЯ КАПСУЛА
Цель занятия:
Научить: выявлять нарушение координации движений, связанные с поражением мозжечка и стрио-паллидарной системы, дифференцировать различные виды атаксий, гиперкинезов, расстройств мышечного тонуса;
оценивать роль этих расстройств в топической диагностике заболеваний центральной нервной системы; формировать синдромы поражения при нарушении проводников внутренней капсулы и ядер зрительного бугра.
Исходный уровень знаний включает знания, полученные в ходе подготовки по вопросам домашнего задания с учетом прочитанного лекционного материала.
План занятия:
· Вступительное слово: название и характеристика темы
· Демонстрация больного по теме занятия, разбор
· Обсуждение основных вопросов занятия (см. ниже), фронтальный опрос по теме занятия
· Решение ситуационных задач (индивидуально для каждого студента с совместным обсуждением в группе по типу консилиума)
· Демонстрация методики исследования всех координаторных проб и специфических приемов для выявления расстройств координации. Показать ценность этих методик в диагностике видов атаксий. Акцентировать внимание на методике исследовании мышечного тонуса и сложности выявлений.
· Освоение студентами этих методик в условиях учебной аудитории (взаимоосмотры) и на доступных тренажерах.
· Самостоятельная курация (осмотр и разбор тематических больных с выделением ведущего неврологического синдрома и установлением топического диагноза)
· Запись неврологического статуса (в рамках темы) в кураторских листах.
· Доклад по осмотренным больным, обсуждение больных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.