Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Кора головного мозга, локализация функций. Очаговые и диффузные поражения коры (Методические рекомендации для проведения практических занятий № 2-9), страница 7

·  Компоновать альтернирующие синдромы из совокупных расстройств черепно-мозговой иннервации и центрального двигательного нейрона

Хронометраж занятия:

Продолжительность занятия 4 академических часа с 9.00 до 13.00 с двумя перерывами по 15 мин:

9.00 -9.10.- вступительное слово

9.10 -10.00 – демонстрация тематического больного, разбор

10.00 -10.20 – демонстрация методики осмотра функции каудальной группы черепных нервов (трофики языка, состояния мягкого неба, артикуляции, глотания и фонации, глоточного  рефлекса, исследования  общей и вкусовой чувствительности)

10.20 – 10.35 перерыв

10.35 – 11.20 - теоретический раздел: обсуждение основных вопросов темы и фронтальный опрос

11.20  –  12.00 – решение ситуационных задач (индивидуальное задание с общим обсуждением)

12.00 - 12.15  – перерыв

12.15 - 12.50 -  самостоятельная работа с больными,  демонстрация их группе,  обсуждение и разбор («консилиум»)

12. 50 – 13.00 – подведение итогов, оценка знаний, разбор ошибок. Задание на следующее занятие

Оснащение занятия:  подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, посещение отделения реанимации с аппаратом ИВЛ, тесты для контроля знаний, неврологические молотки, кисточки, иголки,  набор пробирок для проверки вкуса, шпатели, желудочные зонды для питания больных. 

Литература для подготовки к занятию:

1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус,   ИПЦ «Вазар-Ферро»,   Москва, 1997.

2. Неврология.  Марко Мументалер,   Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс-  информ», Москва, 2007 

3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997

4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.  Триумфов А.В. Москва, 1996

6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А.  Санкт- Петербург, 1996 

                       ЗАНЯТИЕ №5 (рекомендации для студентов)

ТЕМА:

 СТВОЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ВАРОЛИЕВ МОСТ.

Группа нервов мосто-мозжечкового угла (V, VII, VIII п.п.).  Топическая диагностика поражения лицевого, слухового, тройничного нервов.  Центральный и периферический парезы мимической мускулатуры. Невралгия тройничного нерва. Вестибулярная атаксия. Методика обследования.

Цель занятия:

Научиться выявлять нарушения функций черепно-мозговых нервов группы мосто-мозжечкового угла (V,VII, VIII) иопределятьроль этих расстройств в диагностике заболеваний центральной  и периферической нервной системы  

Исходный уровень знаний включает знания, полученные в ходе подготовки по вопросам домашнего задания с учетом  прочитанного  лекционного материала.

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

·  Анатомия  моста, связи с мозжечком. Ядра, связи, взаимоотношения с образованиями задней черепной ямки.

·  Кортико-нуклеарный путь, правила и исключения  иннервации двигательных ядер черепных нервов.

·  Центральные проводники общей и специальной чувствительности для этой группы   черепных нервов.

·  VII пара - лицевой нерв: локализация ядер, выход корешка из мозга, выход из черепа, иннервируемые мышцы. Центральный и периферический парез мимической мускулатуры, основные различия. Клиника поражения лицевого нерва на разных уровнях (с  учетом поражения n. Intermedius). Вкус и его расстройства.  Альтернирующий синдром Мильар-Гублера.

·  V пара – тройничный нерв, двигательная и чувствительная порции. Гассеров узел, периферические ветви,  корешок, чувствительные ядра, тройничная петля. Синдромы расстройства чувствительности на лице на разных уровнях поражения (нерв, ганглий, корешок, ядра, петля, кора). Моторное ядро, выход корешка из мозга, иннервируемые мышцы, нарушения жевания. Невралгия тройничного нерва.

·  VIII пара – преддверно-улитковый нерв, порции слуховая и вестибулярная, ядра в стволе, латеральная петля, подкорковые центры слуха,  связь с корой.  Старт-рефлекс. Топическая диагностика поражения во внутреннем ухе, в мосто-мозжечковом углу, стволе, возможные центральные расстройства слуха и вестибулярных функций. Роль вестибулярного аппарата в регуляции координации движений,  признаки поражения  на разных уровнях. Нистагм, системное головокружение, вестибулопатии центральные и периферические, вестибулярная атаксия. Синдром Меньера. Отоневрологические методы исследования вестибулярной функции. Синдром мосто-мозжечкового угла.