· Демонстрация выполнения люмбальной пункции, характера измениеия (или нормального) внешних свойств ликвора, анализов ликворологических вариантов.
· Осмотр и разбор больных по теме занятия (обсуждение осмотренных больных с выделением ведущего неврологического синдрома и установление топического диагноза)
· Освоение студентами методики исследования менингеального синдрома, выполнения люмбальной пукции на тренажерах
· Запись неврологического статуса в кураторских листах.
· Опрос по осмотренным больным, обсуждение больных
· Разбор ошибок. Итоги занятия. Общая оценка знаний каждого студента (теоретических знаний, практических навыков)
· Задание на следующее занятие (основные вопросы, трудности, принципы усвоения материала).
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, РАЗБИРАЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ:
· Анатомия спинного мозга (по длиннику и поперечнику). Понятие «сегмент спинного мозга».
· Отношения спинного мозга и позвоночника разных сегментарных уровнях
· Синдромы поражения спинного мозга по длиннику (шейный, грудной, поясничный, крестцовый отделы) с разбором двигательных, тазовых и чувствительны расстройств.
· Восходящий и нисходящий тип проводниковых расстройств поверхностной чувствительности (закон эксцентричного расположения длинных проводников).
· Синдром Броун - Секара.
· Сирингомиелитический синдром
· Экстра- и интрамедуллярные синдромы (варианты)
· Синдром conus medullaris.
· Синдром конского хвоста
· Оболочки головного и спинного мозга. Межоболочечные пространства, особенности на церебральном и спинальном уровнях.
· Ликвор. Ликвородинамика. Нормальный состав.
· Менингеальные симптомы у взрослых и детей.
· Субъективные и объективные признаки менингеального синдрома.
· Понятие «ликворологический синдром»
· Изменение состава ликвора при воспалительных, объемных и сосудистых заболеваниях. Белково-клеточная диссоциация.
· Люмбальная пункция. Методика, противопоказания и показания к выполнению. Ликвородинамические пробы.
· Методы обследования ликвора
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ОСВОЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ :
· При исследовании двигательного и чувствительного статуса научиться компоновать синдромы поражения спинного мозга и локализовать их в соответствии с сегментом спинного мозга и сегментом позвоночного столба.
· Уметь определять по уровню и типу чувствительных расстройств экстра- и интрамедуллярные процессы
· Уметь определять и оценить менингеальные знаки, отличать их от симптомов корешкового натяжения
· Освоить методику выполнения люмбальной пукции на тренажерах
· Составить дифференциальную таблицу ликворологических нарушений в зависимости от характера заболевания
· Уметь сделать запись в истории болезни по оценке менингеального синдрома
· Уметь сделать запись по выделенным спинальным синдромам и топическому диагнозу
· Владеть знаниями о современных возможностях исследования ликвора в лабораториях (клинический, биохимический, бактериологический, серологический, иммунологический анализы)
ХРОНОМЕТРАЖ ЗАНЯТИЯ:
Продолжительность занятия 4 академических часа с 9.00 до 13.00 с двумя перерывами по 15 мин:
9.00 - 9.10.- вступительное слово
9.10- 9.30– демонстрация тематического больного (методика исследования менингеального синдрома), разбор
9.30 -10.00 решение ситуационных задач (индивидуальное задание с общим обсужденим)
10.00 -10.45– теоретический раздел: обсуждение основных вопросов темы и фронтальный опрос
10.45– 11.00 перерыв
11.00 - 12.00 – самостоятельный осмотр и разбор тематических «спинальных» больных, обсуждение и разбор («консилиум»)
12.00 - 12.15 – перерыв
12.15 -12.50 – освоение методики люмбальной пункции, заполнение кураторских листов.
12. 50 – 13.00 – подведение итогов, оценка знаний, разбор ошибок.
Занятие проводится на клинической базе медфакультета НГУ – учебной комнате в неврологическом отделении ЦКБ СО РАН
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.