7. А.Б. Гринштейн. Неврит лицевого нерва. «Наука», Новосибирск, 1980
8. Головокружение. Под ред. М.Р.Дика, Дж. Д. Худа. Москва,
«Медицина», 1989.
9. И.Б.Солдатов, Г.П. Сущева., Н.С.Храппо «Вестибулярная дисфункция», Москва, «Медицина», 1999
ЗАНЯТИЕ №6
(рекомендации для студентов)
ТЕМА:
СРЕДНИЙ МОЗГ. НОЖКИ МОЗГА.
ГРУППА ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ НЕРВОВ.
ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ И ЗРИТЕЛЬНЫЙ НЕРВЫ
Цель занятия:
Научиться выявлять нарушения функций глазодвигательных черепных нервов - III, IV, VI пары и черепных нервов специальной чувствительности (I и II пары), а также определять симптомы их поражения на разных уровнях.
Уметь оценивать роль этих расстройств в диагностике заболеваний центральной и периферической нервной системы
Исходный уровень знаний включает знания, полученные в ходе подготовки по вопросам домашнего задания с учетом прочитанного лекционного материала
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
· Анатомия среднего мозга, ножек мозга, связи с мозжечком. Ядра, связи, взаимоотношения с образованиями задней черепной ямки.
· Отличие глазодвигательных нервов по особенностям иннервации в стволе от других двигательных черепных нервов.
· III пара – глазодвигательный нерв: локализация и специфическая функция ядер, выход корешка из мозга, выход из черепа, иннервируемые мышцы, их функции. Произвольная и парасимпатическая иннервация. Симптоматика поражения отдельных ядер, корешка. Конвергенция, аккомодация, мидриаз. Расходящееся косоглазие, диплопия.
· IV пара – блоковый нерв, ядро, корешок, особенности хода, нерв, иннервируемая мышца, ее функции
· VI пара – отводящий нерв, локализация ядра, выход корешка из мозга, выход из черепа, иннервируемая мышц, ее функции. Симптоматика поражения: сходящийся страбизм, диплопия.
· Виды офтальмоплегий: наружная, внутренняя, тотальная офтальмоплегии. Синдром верхней глазничной щели. Надъядерная офтальмоплегия
· Альтернирующие синдромы Вебера и Фовилля.
· Взор. Иннервация взора. Корковый центр взора. Стволовые центры взора. Задний продольный пучок. Корковый и стволовой парез взора.
.
· I пара – обонятельный нерв, периферические рецепторы, ход проводника, корковый анализатор. Симптомы поражения, топический диагноз аносмии.
· II пара – зрительный нерв, хиазма, зрительный тракт, зрительная лучистость, корковый анализатор Симптомы и синдромы поражения на разных уровнях. Амавроз, виды гемианопсий (гетеронимная, гомонимная, квадрантная), зрительные галлюцинации. Синдром Фостер-Кеннеди. Нейроофтальмологические и параклинические методы исследования зрительного анализатора. Оценка офтальмоскопического состояния глазного дна в зависимости от уровня поражения
· Формирование зрачковых рефлексов, прямая, содружественная реакция на свет. Анизокория. Синдром Аргайл – Робертсона, синдром Эдди. Синдром Горнера
Перечень практических знаний и умений:
· Научиться производить осмотр и оценивать функции произвольной и непроизвольной иннервации мышц глаза, уметь выявлять зрачковые рефлексы на свет и на конвергенцию, определять поражение глазодвигательных мышц по направлению диплопии
· Уметь выставлять синдромальные диагнозы и локализовать процесс по характеру глазодвигательных расстройств
· Производить исследование обоняния.
· Производить исследование и оценку остроты зрения, полей зрения (ориентировочно и периметрически), состояния глазного дна по офтальмоскопии. Уметь оформить схему полей зрения
· Уметь формировать синдромальные и топические диагнозы поражения глазодвигательных нервов, обонятельного и зрительного нервов.
Оснащение занятия:
подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, муляжи глаза, орбиты, мозга и черепа, учебные таблицы, неврологические молотки, набор пробирок для проверки запахов, таблица проверки остроты зрения, периметр, схемы полей зрения.
Литература для подготовки к занятию:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.