Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Кора головного мозга, локализация функций. Очаговые и диффузные поражения коры (Методические рекомендации для проведения практических занятий № 2-9), страница 10

7. А.Б. Гринштейн. Неврит лицевого нерва.  «Наука», Новосибирск, 1980

8. Головокружение. Под ред. М.Р.Дика, Дж. Д. Худа. Москва,

«Медицина», 1989.

9. И.Б.Солдатов, Г.П. Сущева., Н.С.Храппо «Вестибулярная дисфункция», Москва, «Медицина», 1999

                      ЗАНЯТИЕ №6

             (рекомендации для студентов)

ТЕМА:

 СРЕДНИЙ МОЗГ. НОЖКИ МОЗГА.

 ГРУППА ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ НЕРВОВ.

 ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ И ЗРИТЕЛЬНЫЙ НЕРВЫ  

Цель занятия:

Научиться выявлять нарушения  функций  глазодвигательных  черепных нервов -  III, IV, VI пары и черепных нервов специальной чувствительности (I  и II пары), а также определять симптомы их поражения на разных уровнях.

Уметь оценивать роль этих расстройств в диагностике заболеваний центральной  и периферической нервной системы 

Исходный уровень знаний включает знания, полученные в ходе подготовки по вопросам домашнего задания с учетом  прочитанного лекционного материала

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

·  Анатомия  среднего мозга, ножек мозга, связи с мозжечком. Ядра, связи, взаимоотношения с образованиями задней черепной ямки.

·  Отличие глазодвигательных нервов по особенностям иннервации в стволе от других двигательных черепных нервов.

·  III пара – глазодвигательный нерв: локализация  и специфическая функция ядер, выход корешка из мозга, выход из черепа, иннервируемые мышцы, их функции. Произвольная и парасимпатическая иннервация. Симптоматика поражения отдельных ядер, корешка. Конвергенция, аккомодация, мидриаз. Расходящееся косоглазие, диплопия.

·  IV пара – блоковый нерв, ядро, корешок, особенности хода, нерв, иннервируемая мышца, ее функции

·  VI пара – отводящий нерв, локализация  ядра, выход корешка из мозга, выход из черепа, иннервируемая мышц, ее функции. Симптоматика поражения: сходящийся страбизм, диплопия.

·  Виды офтальмоплегий: наружная,  внутренняя,  тотальная офтальмоплегии. Синдром верхней глазничной щели.  Надъядерная офтальмоплегия

·  Альтернирующие синдромы Вебера и Фовилля.

·  Взор. Иннервация взора. Корковый центр взора. Стволовые центры взора. Задний продольный пучок. Корковый и стволовой парез взора.

.

·  I пара – обонятельный нерв, периферические рецепторы, ход проводника, корковый  анализатор.  Симптомы поражения, топический диагноз аносмии.

·  II пара – зрительный нерв, хиазма, зрительный тракт, зрительная лучистость,  корковый анализатор Симптомы и синдромы поражения на разных уровнях. Амавроз, виды гемианопсий (гетеронимная, гомонимная, квадрантная), зрительные галлюцинации. Синдром Фостер-Кеннеди. Нейроофтальмологические и параклинические методы исследования зрительного анализатора. Оценка офтальмоскопического состояния глазного дна в зависимости от уровня поражения

·  Формирование зрачковых рефлексов, прямая, содружественная реакция на свет. Анизокория. Синдром Аргайл – Робертсона, синдром Эдди. Синдром Горнера

Перечень практических знаний и умений:

·  Научиться производить осмотр и оценивать  функции произвольной и непроизвольной иннервации мышц глаза, уметь выявлять зрачковые рефлексы на свет и на конвергенцию, определять поражение глазодвигательных мышц по направлению диплопии

·  Уметь выставлять  синдромальные диагнозы и локализовать процесс по характеру глазодвигательных расстройств

·  Производить исследование обоняния.

·  Производить исследование и оценку остроты зрения, полей зрения (ориентировочно и периметрически), состояния глазного дна по офтальмоскопии. Уметь оформить схему полей зрения

·  Уметь формировать синдромальные и топические диагнозы поражения глазодвигательных нервов, обонятельного и зрительного нервов.

Оснащение занятия:

подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, муляжи глаза, орбиты, мозга и черепа, учебные таблицы, неврологические молотки, набор пробирок для проверки запахов, таблица проверки остроты зрения, периметр, схемы полей зрения.

Литература для подготовки к занятию: