Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Кора головного мозга, локализация функций. Очаговые и диффузные поражения коры (Методические рекомендации для проведения практических занятий № 2-9), страница 8

Перечень практических знаний и умений:

·  Научиться производить осмотр и оценивать  функции мимических мышц, вкус, вегетативные составляющие, дифференцировать центральный и периферический паралич мышц лица

·  Научиться оценивать функции жевательных мышц, дифференцировать периферический и центральный парез жевательных мышц,  выявлять и оценивать расстройства общей   чувствительности на лице, определять топический диагноз поражения тройничного нерва.

·  Производить оценку слуха, шума в голове, ушах; научиться выявлять расстройства вестибулярного аппарата, определять характер головокружения, оценивать нистагм, вестибулярную атаксии, дифференцировать с другими видами атаксий. Уметь локализовать процесс поражения во внутреннем ухе, в мосто-мозжечковом углу и в стволе.

Оснащение занятия:  подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, посещение ЛОР-отделения, муляж уха, мозга и черепа, учебные таблицы, неврологические молотки, кисточки, иголки,  набор пробирок для проверки вкуса,

Литература для подготовки к занятию:

1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус,   ИПЦ «Вазар-Ферро»,   Москва, 1997.

2. Неврология.  Марко Мументалер,   Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс-  информ», Москва, 2007 

3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997

4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.  Триумфов А.В. Москва, 2001

6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А.  Санкт- Петербург, 1996 

                       ЗАНЯТИЕ №5 (рекомендации для преподавателей)

ТЕМА:

 СТВОЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ВАРОЛИЕВ МОСТ.

Группа нервов мосто-мозжечкового угла (V, VII, VIII п.п.).  Топическая диагностика поражения лицевого, слухового, тройничного нервов.  Центральный и периферический парезы мимической мускулатуры. Невралгия тройничного нерва. Вестибулярная атаксия. Методика обследования.

Цель занятия:

Научить студентов выявлять нарушения функций черепно-мозговых нервов группы мосто-мозжечкового угла (V,VII, VIII) иопределятьроль этих расстройств в диагностике заболеваний центральной  и периферической нервной системы  

Исходный уровень знаний включает знания, полученные в ходе подготовки по вопросам домашнего задания, лекционный материал.

 План занятия:

·  Вступительное слово: название и характеристика темы

·  Демонстрация больного по теме занятия, разбор

·  Обсуждение основных вопросов занятия (см. ниже), фронтальный  опрос по теме занятия

·  Решение ситуационных задач (индивидуально для каждого студента с совместным обсуждением  в группе по типу консилиума)

·  Демонстрация методики исследования функций лицевого нерва (со специфическими приемами), вкуса. Методика проверки чувствительности на лице и жевательных функций. Отработка методики исследования слуха,  нистагма, оценки положения больного в покое и при движении, проведение исследования координационных статических и динамических проб, акцентировать внимание на особенностях вестибулярной атаксии,  проведение дифференциального диагноза с другими видами атаксий.

·  Освоение студентами этих методик в условиях учебной аудитории (взаимоосмотры),  на доступных тренажерах и затем на больных  

·  Самостоятельная курация (осмотр и разбор тематических больных с выделением ведущего неврологического синдрома и установлением топического диагноза)

·  Запись неврологического статуса (в рамках темы) в кураторских листах.

·  Доклад по осмотренным больным, обсуждение больных

·  Разбор ошибок. Итоги занятия. Общая оценка знаний каждого студента (теоретических знаний, практических навыков)

·  Задание на следующее занятие

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

·  Анатомия  моста, связи с мозжечком. Ядра, связи, взаимоотношения с образованиями задней черепной ямки.

·  Кортико-нуклеарный путь, правила и исключения в иннервации двигательных ядер черепных нервов.

·  Центральные проводники общей и специальной чувствительности для этой группы   черепных нервов.