ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении с заболеваниями спинного мозга, корешковым синдромом, менингеальным синдромом, тесты для контроля знаний, неврологические молотки, динамометры, сантиметровые ленты, кисточки, иголки, камертон, гирьки, набор пробирок для проверки температурной чувствительности, тренажеры для выполнения люмбальных пункций, пункционные иглы, манометры для измерения ликворного давления.
Литература для подготовки к занятию:
1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус, ИПЦ «Вазар-Ферро», Москва, 1997.
2. Неврология. Марко Мументалер, Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс- информ», Москва, 2007
3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997
4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Триумфов А.В. Москва, 1996
6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А. Санкт- Петербург, 1996
ЗАНЯТИЕ № 4 (рекомендации для студентов)
ТЕМА:
СТВОЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ИННЕРВАЦИЯ. КАУДАЛЬНАЯ ГРУППА ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ
Цель занятия:
Научиться выявлять нарушения функций черепно-мозговых нервов каудальной группы ствола головного мозга (9, 10, 11, 12 ПАР) и определятьроль этих расстройств в диагностике заболеваний центральной и периферической нервной системы
Исходный уровень знаний включает знания, полученные в ходе подготовки по вопросам домашнего задания.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
· Анатомия ствола головного мозга. Продолговатый мозг. Ядра, связи, взаимоотношения с образованиями задней черепной ямки.
· Кортико-нуклеарный путь, правила и исключения иннервации двигательных ядер черепных нервов. Аксиальные знаки (симптома орального автоматизма)
· Центральные проводники общей и специальной чувствительности для черепных нервов.
· Локализация ядер, пути, периферические аксоны.
· Принципы формирования альтернирующих синдромов
· 11 пара - добавочный нерв: локализация ядер, выход из мозга, выход из черепа, иннервируемые мышцы, симптоматика периферических парезов, синдромы раздражения.
· 12 пара – подъязычный нерв, локализация ядер, выход из мозга, выход из черепа, иннервируемые мышцы. Центральный и периферический парез мышц языка. Нарушение артикуляции. Альтернирующий синдром Джексона
· 9 и 10 пары – языкоглоточный и блуждающий нервы, локализация ядер, выход (вход – для чувствительной порции) корешков из мозга, выход из черепа, иннервируемые мышцы, нарушения чувствительности. Формирование глоточного рефлекса. Расстройства глотания, фонации, вкуса. Признаки поражения на разных уровнях. Вегетативная порция 10 пары, вегетативные расстройства при поражении n. Dorsalis n. Vagi. Бульбарный и псевдобульбарный синдромы. Альтернирующие синдромы Шмидта, Валленберга- Захарченко
Перечень практических знаний и умений:
· Научиться производить осмотр функции и трофики языка, оценивать артикуляцию, дифференцировать центральный и периферический паралич мышц языка
· Научиться оценивать функции глотания и фонации, производить осмотр мягкого неба, выявлять и оценивать глоточный рефлекс, расстройства общей и вкусовой чувствительности, определять топический диагноз поражения.
· Исследовать функцию мышц, иннервируемых 11-ой парой (трапецевидной и грудино-ключично-сосцевидной).
· Выявлять симптомы орального автоматизма
Оснащение занятия: подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, посещение отделения реанимации с аппаратом ИВЛ, тесты для контроля знаний, неврологические молотки, кисточки, иголки, набор пробирок для проверки вкуса, шпатели, желудочные зонды для питания больных.
Литература для подготовки к занятию:
1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус, ИПЦ «Вазар-Ферро», Москва, 1997.
2. Неврология. Марко Мументалер, Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс- информ», Москва, 2007
3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.