Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Кора головного мозга, локализация функций. Очаговые и диффузные поражения коры (Методические рекомендации для проведения практических занятий № 2-9), страница 2

·  Типы расстройств чувствительности: периферический (невральный, полиневритический), сегментарный, проводниковый, центральный гемитип, корковый монотип. Диссоциированые  расстройства чувствительности. Симптомы корешкового натяжения

·  Зрительный бугор,  анатомия, функции, особенности расстройств чувствительности при поражении. Таламические боли, гиперпатия.

·  Синдром раздраджения проекционной зоны коры

·  Топическая диагностика чувствительных расстройств

Перечень практических знаний  и умений, освоенных в процессе практического занятия:

·  Научить  методике исследования болевой, температурной, тактильной, мышечно-суставной, вибрационной, дискриминационной чувствительности

·  Определить методические тонкости в выявлении расстройства поверхностной и глубокой чувствительности,  оценке координаторных проб,  выявлении сенситивной атаксии, симптомов корешкового натяжения

·  Овладение методами объективизации боли

·  Научить устанавливать синдромы чувствительных расстройств

·  Уметь ставить топический диагноз (локализовать нарушения чувствительности  в очаг поражения)

·       Уметь описать расстройства чувствительности в истории болезни

Хронометраж занятия:

Продолжительность занятия 4 академических часа с 9.00 до 13.00 с двумя перерывами по 15 мин:

9.00 -9.10.- вступительное слово

9.10 -10.00 – демонстрация тематического больного с характерными жалобами и синдромами чувствительных нарушений

10.00 -10.20 – демонстрация методики осмотра чувствительности в структуре неврологического статуса

10.20 – 10.35 перерыв

10.35 – 11.20 - теоретический раздел: обсуждение основных вопросов темы и фронтальный опрос

11.20 -  12.00 – демонстрация тематических больных, обсуждение и разбор («консилиум»)

12.00 - 12.15  – перерыв

12.15 -12.50 – самостоятельный осмотр больных, обсуждение, разбор

12. 50 – 13.00 – подведение итогов, оценка знаний, разбор ошибок.

Занятие проводится на клинической базе медфакультета НГУ – учебной комнате в неврологическом отделении ЦКБ СО РАН

Оснащение занятий: подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, тесты для контроля знаний, неврологические молотки, динамометры, сантиметровые ленты, кисточки, иголки, камертон, гирьки, набор пробирок для проверки температурной чувствительности

Литература для подготовки к занятию:

1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус,   ИПЦ «Вазар-Ферро»,   Москва, 1997.

2. Неврология.  Марко Мументалер,   Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс-  информ», Москва, 2007 

3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997

4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.  Триумфов А.В. Москва, 1996

6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А.  Санкт- Петербург, 1996 

                       ЗАНЯТИЕ № 3 (рекомендации для студентов)

ТЕМА: СПИННОЙ МОЗГ, СИНДРОМЫ ЕГО ПОРАЖЕНИЯ.

             ОБОЛОЧКИ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА.

             ЛИКВОР. ЛИКВОРОДИНАМИКА. МЕНИНГЕАЛЬНЫЙ    

             СИНДРОМ. ЛИКВОРОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. выявление  и локализация спинальных расстройств с учетом двигательных, тазовых и чувствительных синдромов поражения

2.    выявление менингеального синдрома, значимость ликворологического синдрома в неврологической практике

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ включает знания, полученные на занятиях №1 и №2. Подготовка по вопросам домашнего задания к настоящей теме.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, РАЗБИРАЕМЫЕ  НА ЗАНЯТИИ:

·  Анатомия спинного мозга (по длиннику и поперечнику). Понятие  «сегмент спинного мозга».

·  Отношения спинного мозга и позвоночника разных сегментарных уровнях

·  Синдромы поражения спинного мозга по длиннику (шейный, грудной, поясничный, крестцовый отделы) с разбором двигательных, тазовых и чувствительны  расстройств.

·  Восходящий и нисходящий тип проводниковых расстройств поверхностной чувствительности (закон эксцентричного расположения длинных проводников).

·  Синдром Броун - Секара.