1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус, ИПЦ «Вазар-Ферро», Москва, 1997.
2. Неврология. Марко Мументалер, Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс- информ», Москва, 2007
3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997
4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Триумфов А.В. Москва, 2001
6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А. Санкт- Петербург, 1996
ЗАНЯТИЕ №6
(рекомендации для преподавателей)
ТЕМА:
СРЕДНИЙ МОЗГ. НОЖКИ МОЗГА.
ГРУППА ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ НЕРВОВ.
ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ И ЗРИТЕЛЬНЫЙ НЕРВЫ
Цель занятия:
Научить выявлять нарушения функций глазодвигательных черепных нервов - III, IV, VI пары и черепных нервов специальной чувствительности (I и II пары), а также определять симптомы их поражения на разных уровнях.
Уметь оценивать роль этих расстройств в диагностике заболеваний центральной и периферической нервной системы
Исходный уровень знаний включает знания, полученные в ходе подготовки по вопросам домашнего задания с учетом прочитанного лекционного материала
План занятия:
· Вступительное слово: название и характеристика темы
· Демонстрация больного по теме занятия, разбор
· Обсуждение основных вопросов занятия (см. ниже), фронтальный опрос по теме занятия
· Решение ситуационных задач (индивидуально для каждого студента с совместным обсуждением в группе по типу консилиума)
· Демонстрация методики исследования глазодвигательных нервов. состояния зрачков, выявление зрачковых рефлексов. Показ методики исследования остроты зрения, определения полей зрения, исследование функции обоняния.
· Освоение студентами этих методик в условиях учебной аудитории (взаимоосмотры) и на доступных тренажерах.
· Самостоятельная курация (осмотр и разбор тематических больных с выделением ведущего неврологического синдрома и установлением топического диагноза)
· Запись неврологического статуса (в рамках темы) в кураторских листах.
· Доклад по осмотренным больным, обсуждение больных
· Разбор ошибок. Итоги занятия. Общая оценка знаний каждого студента (теоретических знаний, практических навыков)
· Задание на следующее занятие
Основные теоретические вопросы, разбираемые на занятии:
· Анатомия среднего мозга, ножек мозга, связи с мозжечком. Ядра, связи, взаимоотношения с образованиями задней черепной ямки.
· Отличие глазодвигательных нервов по особенностям иннервации в стволе от других двигательных черепных нервов.
· III пара – глазодвигательный нерв: локализация и специфическая функция ядер, выход корешка из мозга, выход из черепа, иннервируемые мышцы, их функции. Произвольная и парасимпатическая иннервация. Симптоматика поражения отдельных ядер, корешка. Конвергенция, аккомодация, мидриаз. Расходящееся косоглазие, диплопия.
· IV пара – блоковый нерв, ядро, корешок, особенности хода, нерв, иннервируемая мышца, ее функции
· VI пара – отводящий нерв, локализация ядра, выход корешка из мозга, выход из черепа, иннервируемая мышц, ее функции. Симптоматика поражения: сходящийся страбизм, диплопия.
· Виды офтальмоплегий: наружная, внутренняя, тотальная офтальмоплегии. Синдром верхней глазничной щели. Надъядерная офтальмоплегия
· Альтернирующие синдромы Вебера и Фовилля.
· Взор. Иннервация взора. Корковый центр взора. Стволовые центры взора. Задний продольный пучок. Корковый и стволовой парез взора.
.
· I пара – обонятельный нерв, периферические рецепторы, ход проводника, корковый анализатор. Симптомы поражения, топический диагноз аносмии.
· II пара – зрительный нерв, хиазма, зрительный тракт, зрительная лучистость, корковый анализатор Симптомы и синдромы поражения на разных уровнях. Амавроз, виды гемианопсий (гетеронимная, гомонимная, квадрантная), зрительные галлюцинации. Синдром Фостер-Кеннеди. Нейроофтальмологические и параклинические методы исследования зрительного анализатора. Оценка офтальмоскопического состояния глазного дна в зависимости от уровня поражения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.