Учение об анализаторах. Общая соматическая чувствительность и ее расстройства. Кора головного мозга, локализация функций. Очаговые и диффузные поражения коры (Методические рекомендации для проведения практических занятий № 2-9), страница 14

·  Разбор ошибок. Итоги занятия. Общая оценка знаний каждого студента (теоретических знаний, практических навыков)

·  Задание на следующее занятие

Основные теоретические вопросы, разбираемые на занятии:

·  Мозжечок. Анатомия, функции. Роль в формировании мышечного тонуса и точности движений.  Основные связи со спинным мозгом и корой больших полушарий. Восходящие спино-церебеллярные  пути. 6-нейронный нисходяший путь.

·  Мозжечковый синдром (триада Люччиани). Мозжечковая атаксия (триада Шарко). Дифференциальная диагностика атаксий при поражении червя и полушарий мозжечка. Динамическая и статическая атаксия. Координаторные пробы, приемы.

·  Отличия мозжечковой, вестибулярной и сенситивной атаксий.

·  Анатомия и функции экстрапирамидная система: стриатум, паллидарные ядра.  Нейромедиаторы стрио – паллидарной системы. Основные связи: нигро-спинальный, стриа-нигральный  пути.

·  Стриарный  гиперкинетический - гипотонический синдром, виды гиперкинезов.

·  Паллидарный синдром – гипертонический - гипокинетический. Проявления синдрома паркинсонизма

·  Зрительный бугор – подкорковый анализатор всех видов чувствительности и эмоций. Анатомия, функции. Связь со стрио-паллидарной системой. Синдромы поражения и раздражения таламуса (три-гемиталамус, гиперпатия, таламические боли, таламические гиперкинезы, насильственные эмоции).

·  Внутренняя капсула, анатомия, проводники. Синдромы поражения различных отделов внутренней капсулы. Синдром трех-геми.

Перечень практических знаний и умений:

НАУЧИТЬ:

·  производить осмотр и оценивать  координацию движений по статическим и динамическим координаторным пробам,

·  выполнять  пальце-носовую  и коленно-пяточную пробы, оценивать позу Ромберга, походку, речь, письмо,

·  различным приемам по выявлению координаторных расстройств (пробы на адиадохокинез, дисметрию, асинергию)

·  проводить дифференциальный диагноз атаксий

·  исследовать мышечный тонус и оценивать варианты его нарушения

·  определять вид гиперкинезов

·  проводить исследование всех видов общей и специальных (зрительной)  видов чувствительности

·  выставлять  синдромальные диагнозы и локализовать процесс по выявленным расстройствам координации, тонуса и двигательных феноменов

Хронометраж занятия:

Продолжительность занятия 4 академических часа с 9.00 до 12.30 с двумя перерывами по 15 мин:

9.00 - 9.05.-  вступительное слово

9.05 -9.35 – демонстрация тематического больного, разбор

9.35 -10.15 – демонстрация методики проведения координаторных проб и приемов, проявляющих динамическую и статическую атаки, проведение исследования мышечного тонуса, различных видов гиперкинезов, имитационная демонстрация

10.15 – 10.30 перерыв

10.30 – 11.20 - теоретический раздел: обсуждение основных вопросов темы и фронтальный опрос

11.20  –  11.40 – решение ситуационных задач (индивидуальное задание с общим обсуждением)

11.40 - 11.55  – перерыв

11.55 - 12.20 -  самостоятельная работа с больными,  демонстрация студентами курируемых больных,  обсуждение и разбор («консилиум»)

12. 20 – 12.30 – подведение итогов, оценка знаний, разбор ошибок. Задание на следующее занятие

Оснащение занятия:

подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, муляжи мозга и черепа, учебные таблицы, неврологические молотки

Литература для подготовки к занятию:

1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус,   ИПЦ «Вазар-Ферро»,   Москва, 1997.

2. Неврология.  Марко Мументалер,   Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс-  информ», Москва, 2007 

3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997

4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.  Триумфов А.В. Москва, 2001

6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А.  Санкт- Петербург, 1996 

                      ЗАНЯТИЕ №8

                      ЗАНЯТИЕ №9  

             (рекомендации для студентов)