Проектирование трубопроводного транспорта нефти от 1-го нефтепромысла НГДУ “Речицанефть” до Мозырского нефтеперерабатывающего завода, страница 9

3.5. Подбор насосно-силового

оборудования

Общие сведения

В настоящее время в системе магистральной транспортировки нефти и нефтепродуктов используются центробежные лопастные насосы, в которых подача жидкости происходит за счет центробежной силы, возникающей при быстром вращении рабочего колеса, снабженного лопатками.

Нормальный ряд центробежных насосов для магистральных нефтепродуктопроводов приведен на рис.2 .

К насосам, перекачивающим нефть и нефтепродукты на дальние расстояния, предъявляются следующие требования: обеспечение сравнительно высоких напоров и больших подач; достаточная экономичность (максимально возможные КПД); продолжительность и надежность непрерывной работы; компактность, удобство и быстрота сборки и разборки.

Магистральные центробежные насосы проектируют на максимально возможную частоту вращения (3000 об/мин) для электродвигателей, работающих на токе частоты 50 Гц. С увеличением частоты вращения вала возрастают скорости входа жидкости в насос, в результате чего может наступить кавитационный режим и даже срыв работы насоса. Для нормальной эксплуатации магистрального насоса необходимо, чтобы удельная энергия превышала упругость паров перекачиваемой жидкости на входе в насос. Для этого магистральные насосы при эксплуатации обеспечивают подпором, который создается одним или несколькими вспомогательными насосами, или избытком энергии перекачиваемой жидкости, полученной на предыдущей станции магистрального трубопровода.

Подпорный (или несколько подпорных) и магистральный насос должны иметь одинаковую подачу. Для обеспечения хорошей всасывающей способности подпорные насосы эксплуатируют при сравнительно низких частотах вращения вала (730-1450 об/мин); они должны иметь одно рабочее колесо с двусторонним подводом жидкости и устанавливаются как можно ближе к питающим резервуарам.

Поскольку подпорные центробежные насосы работают с разрежением на приеме, уплотнения валов должны иметь гидравлические затворы, предотвращающие проникновение воздуха в насос, а на всасывающем трубопроводе должна быть обеспечена герметичность всех соединений.



Подпорные насосы, как и магистральные, должны быть надежными при продолжительной непрерывной эксплуатации и работать в режиме максимальных значений КПД.

Круглосуточная работа насосов в течение года определяет одну из основных статей эксплуатационных расходов – потребление электроэнергии. Поэтому при эксплуатации насосов уделяют особое внимание получению максимально возможных значений КПД. Увеличение КПД насоса даже на 2-5% составит в течение года существенную экономию денежных средств.

Выбор магистрального насоса

Подбор любого насосного оборудования осуществляется с учетом необходимой производительности, напора и условий работы.

По каталогу подбираем магистральный насос НМ 1250- 260, выпускаемый Сумским насосным заводом в соответствии с ГОСТ 12124-66, который при подаче 1250 м3/час развивает напор 260 м.

Технические характеристики насоса даны в табл.5.

Устанавливаем два насоса, которые будут работать последовательно, чтобы обеспечить перекачку заданного количества нефти с некоторым запасом напора (260∙2=520м.); а также один агрегат для работы в режиме АВР (режим автоматического ввода резерва)

Таблица 5

Технические характеристики насоса НМ 1250-260

Подача, м3/ч……………………………..

1250

Напор, м…………………………………

260

Диаметр рабочего колеса, мм………….

440

Допустимый кавитационный запас (при работе на воде), не менее, м……...

20

К.п.д. насоса (при работе на воде), не менее, %…………………………………

80

Мощность насоса (при работе на нефти), кВт……………………………...

960

Электродвигатель………………………

СТД-1250-2

Мощность двигателя, кВт……………...

1250

Масса насоса, кг………………………...

2635

Масса агрегата, кг………………………

10342

Длина насоса, мм……………………….

1750

Ширина насоса, мм……………………..

1580

Высота насоса, мм……………………...

1000

Материал корпуса………………………

Чугун СЧ-21-40

Материал вала…………………………..

Сталь 40Х

Материал рабочего колеса……………..

Сталь 15Л-1