3.5. Подбор насосно-силового
оборудования
Общие сведения
В настоящее время в системе магистральной транспортировки нефти и нефтепродуктов используются центробежные лопастные насосы, в которых подача жидкости происходит за счет центробежной силы, возникающей при быстром вращении рабочего колеса, снабженного лопатками.
Нормальный ряд центробежных насосов для магистральных нефтепродуктопроводов приведен на рис.2 .
К насосам, перекачивающим нефть и нефтепродукты на дальние расстояния, предъявляются следующие требования: обеспечение сравнительно высоких напоров и больших подач; достаточная экономичность (максимально возможные КПД); продолжительность и надежность непрерывной работы; компактность, удобство и быстрота сборки и разборки.
Магистральные центробежные насосы проектируют на максимально возможную частоту вращения (3000 об/мин) для электродвигателей, работающих на токе частоты 50 Гц. С увеличением частоты вращения вала возрастают скорости входа жидкости в насос, в результате чего может наступить кавитационный режим и даже срыв работы насоса. Для нормальной эксплуатации магистрального насоса необходимо, чтобы удельная энергия превышала упругость паров перекачиваемой жидкости на входе в насос. Для этого магистральные насосы при эксплуатации обеспечивают подпором, который создается одним или несколькими вспомогательными насосами, или избытком энергии перекачиваемой жидкости, полученной на предыдущей станции магистрального трубопровода.
Подпорный (или несколько подпорных) и магистральный насос должны иметь одинаковую подачу. Для обеспечения хорошей всасывающей способности подпорные насосы эксплуатируют при сравнительно низких частотах вращения вала (730-1450 об/мин); они должны иметь одно рабочее колесо с двусторонним подводом жидкости и устанавливаются как можно ближе к питающим резервуарам.
Поскольку подпорные центробежные насосы работают с разрежением на приеме, уплотнения валов должны иметь гидравлические затворы, предотвращающие проникновение воздуха в насос, а на всасывающем трубопроводе должна быть обеспечена герметичность всех соединений.
Подпорные насосы, как и магистральные, должны быть надежными при продолжительной непрерывной эксплуатации и работать в режиме максимальных значений КПД.
Круглосуточная работа насосов в течение года определяет одну из основных статей эксплуатационных расходов – потребление электроэнергии. Поэтому при эксплуатации насосов уделяют особое внимание получению максимально возможных значений КПД. Увеличение КПД насоса даже на 2-5% составит в течение года существенную экономию денежных средств.
Выбор магистрального насоса
Подбор любого насосного оборудования осуществляется с учетом необходимой производительности, напора и условий работы.
По каталогу подбираем магистральный насос НМ 1250- 260, выпускаемый Сумским насосным заводом в соответствии с ГОСТ 12124-66, который при подаче 1250 м3/час развивает напор 260 м.
Технические характеристики насоса даны в табл.5.
Устанавливаем два насоса, которые будут работать последовательно, чтобы обеспечить перекачку заданного количества нефти с некоторым запасом напора (260∙2=520м.); а также один агрегат для работы в режиме АВР (режим автоматического ввода резерва)
Таблица 5
Подача, м3/ч…………………………….. |
1250 |
Напор, м………………………………… |
260 |
Диаметр рабочего колеса, мм…………. |
440 |
Допустимый кавитационный запас (при работе на воде), не менее, м……... |
20 |
К.п.д. насоса (при работе на воде), не менее, %………………………………… |
80 |
Мощность насоса (при работе на нефти), кВт……………………………... |
960 |
Электродвигатель……………………… |
СТД-1250-2 |
Мощность двигателя, кВт……………... |
1250 |
Масса насоса, кг………………………... |
2635 |
Масса агрегата, кг……………………… |
10342 |
Длина насоса, мм………………………. |
1750 |
Ширина насоса, мм…………………….. |
1580 |
Высота насоса, мм……………………... |
1000 |
Материал корпуса……………………… |
Чугун СЧ-21-40 |
Материал вала………………………….. |
Сталь 40Х |
Материал рабочего колеса…………….. |
Сталь 15Л-1 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.