Условия работы металла труб одного и того же трубопровода вследствие его большой протяженности осуществляется в резко отличающихся природно-климатических условиях от вечной мерзлоты в северных районах до пустынь и полупустынь в южных. Этими же условиями определяется широкий диапазон типов и механических характеристик грунтов, в которых проложен трубопровод, возможность возникновения в металле труб пластических деформаций при пересечении разнообразных естественных препятствий. Металл труб в течение амортизационного срока (свыше 30 лет) практически постоянно работает в условиях двухосного напряженного состояния с различным, зависящим от многих факторов, отношением напряжений в кольцевом и продольном направлениях. Кроме того, металл нефтепроводов испытывает малоцикловые нагрузки, которые в отдельных случаях могут вызывать напряжения, достигающие предела текучести. В металле трубопроводов практически неизбежно наличие кон-центраторов напряжений - задиров, царапин, ориентированных вдоль образующей трубы. Они могут быть заводского, транспортного и строительного происхождения. Действие концентраторов напряжения усиливается в местах отклонения трубы от цилиндрической формы из-за овальности сечения и наличие вмятин.
Большая энергетическая мощность магистральных трубопроводов, обеспечивающих сырьем или энергией крупные предприятия и целые промышленные районы, требует стабильности поставок продуктов потребителю. Металл нефтепроводов практически невозможно подвергнуть профилактическому осмотру и провести предупредительный ремонт. Возможен только капитальный ремонт трубопроводов с остановкой их на длительный срок.
Все факторы, перечисленные выше, резко отличают работу металла труб от условий работы металла в других стальных конструкциях и обуславливает необходимость применения комплекса мероприятий с целью предупреждения разрушений трубопроводов, а в случае возникновения - их максимальной локализации, обеспечения безопасности близлежащих объектов и обслуживающего персонала, создания условий для быстрого выполнения ремонтно-восстановительных работ.
Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту конструкции и расчетной схемы, трубопровод является сложным, дорогостоящим, исключительно металлоёмким и ответственным сооружением.
Безопасное функционирование находящихся в длительной эксплуатации объектов трубопроводного транспорта нефти не может быть достигнуто без эффективного контроля их технического состояния.
Для многокилометрового подземного трубопровода осуществление такого контроля и предупреждение на его основе аварийных ситуаций стало возможным только с использованием внутритрубных инспекционных снарядов (ВИС).
В АК «Транснефть» (Россия) это направление начало развиваться с 1991 г., тогда же был создан Центр технической диагностики «Диаскан». В настоящее время оно является неотъемлемой частью работ по техническому обслуживанию трубопроводной системы АК «Транснефть». [4]
В Гомельском предприятии транспорта нефти диагностирование трубопровода с помощью ВИС начали применять с 1994г. Для этих целей периодически привлекалась американо-английская фирма «Трубоскоп» с дефектоскопом «Лайналог» (аналог «Магнескана»), затем ГПТН стало сотрудничать с ЦТД «Диаскан».
Центр технической диагностики «Диаскан» имеет в своем распоряжении шесть профилемеров Калипер» и шесть ультразвуковых дефектоскопов «Ультраскан WM» фирмы «Пайптроникс» - лучшие в своем классе снаряды. Последние из «Ультрасканов» поступили в середине 1996 г.[4]
1. Профилемер «Калипер»
Профилемер «Калипер» предназначен для измерения проходного сечения и углов поворота трубопровода с целью оценки возможности пропуска ультразвукового дефектоскопа «Ультраскан».
• Максимальная длина трубопровода, диагностируемая за один пропуск прибора: 250 км в газе и воде, 500 км в нефти.
• Минимальное проходное сечение трубы: 70 % Дн
• Минимальный радиус изгиба колена трубы 90°.
• Максимальное рабочее давление: 10 МПа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.