Проектирование трубопроводного транспорта нефти от 1-го нефтепромысла НГДУ “Речицанефть” до Мозырского нефтеперерабатывающего завода, страница 19

Применение очистных и диагностических устройств позволяет производить следующие операции:

- периодическое удаление из трубопроводов накапливающихся парафинов, грязи, воды;

- разделение продуктов в транспортной зоне для уменьшения поверхности контакта между различными сортами транспортируемой продукции;

- регулирование потоков жидкости внутри трубопроводов. Примером является уменьшение количества жидкости накапливающейся в трубопроводах с двухфазным потоком, удаление воды из трубопровода после гидравлических испытаний и операций по осушке трубопровода;

-  проверку трубопровода с целью обнаружения вмятин, прогибов или участков повышенной коррозии.

Проектные решения

Нарастание отложений парафина на внутренней поверхности стенок трубы, налипание на них окалины и других загрязнителей существенно осложняют эксплуатацию нефтепроводов. Во-первых уменьшается проходное сечение нефтепроводов, что приводит к снижению его пропускной способности или увеличению рабочего давления. Во-вторых, отложения парафина и других загрязнителей представляет собой изолирующий слой, препятствующий проникновению ингибиторов коррозии к внутренней поверхности стенок трубопроводов. Наконец, отложения в значительной степени препятствуют прохождению через нефтепроводы внутритрубных дефектоскопов.

Однако даже при регулярном прогоне через трубопроводы стандартных очистных скребков, выпускаемых различными фирмами-изготовителями, не удается в полной мере очистить полость нефтепровода от отложений, окалины и т.д.

Предлагается периодически использовать очистные скребки повышенной очистной способности (СПОС). Отличительной особенностью СПОС от стандартных скребков является возможность регулирования их в соответствии с требуемой степенью очистки, что, кроме того, уменьшает вероятность выхода скребка из строя или закупорки трубопровода из-за чрезмерного накопления перед ним загрязнителей, снятых с поверхности стенок. По этой причине первый прогон СПОС по трубопроводу осуществляется при его очистной способности, лишь слегка превышающей очистную способность стандартных скребков. При последующих прогонах уровень очистной способности СПОС постепенно увеличивают, исходя из результатов предыдущего прогона. Если при  предыдущем прогоне вынос парафина и других загрязнителей был невелик, то очистную способность («агрессивность») скребка для последующего прогона можно увеличивать.

Разработаны три типа СПОС – магнитные, колесные с шипованной поверхностью и колесные щеточные. Скребки последнего типа используются только после предварительного прогона через полость трубопровода магнитных (для удаления осколков окалины и других металлических загрязнителей) и шипованных (для снятия со стенок трубопровода неотслоившейся окалины или отвердевшего парафина) скребков.

3.13. Автоматизированная система управления

технологическими процессами (АСУ ТП)

Общие сведения:

Предлагается следующий вариант:

АСУ ТП проектируемого нефтепровода является составной частью существующей АСУ ТП нефтепроводов «Дружба-I» и «Дружба-II», в одном коридоре с которыми он проходит на участке УПН НГДУ “Речицанефть” – МНПЗ. Управление проектируемым нефтероводом осуществляется из районного диспетчерского пункта (РДП) Гомельского предприятия транспорта нефти (ГПТН) «Дружба». При этом у обновляемой АСУ ТП ГПТН «Дружба» расширяются функции, увеличиваются объемы обрабатываемой информации и состав технических средств.

С учетом проектируемого нефтепровода в состав АСУ ТП входят:

-  средства автоматизации технологических операций на НПС и линейной части проектируемого нефтепровода, имеющие также функции сбора, обработки и параллельной передачи информации в местный диспетчерский пункт (МДП) и в РДП;

-  существующие средства автоматизации технологических операций нефтепроводов «Дружба-I, II»;

- концентраторы данных на нефтепроводах «Дружба» взамен устройств телемеханики КП1 ТМ-120-1 и ПУ2 ТМ-120-2М;

- программируемые логические контроллеры малой емкости (ПЛКЗ), устанавливаемые по трассе нефтепроводов «Дружба-I», «Дружба-II» взамен устройств телемеханики КП2 ТМ-120-2М;