Глава 1. Маркетинговые исследования.
1.1. Сущность маркетингового исследования.
Маркетинг представляет собой широкое поле деятельности, связанной с представлением товара потребителям, рекламой, стимулирование сбыта, продажей, распределением готовой продукции, анализом продаж.
В деятельности предприятия постоянно возникают проблемы, обусловленные целесообразностью более полного удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей в необходимых товарах. Решению таких проблем и призваны способствовать маркетинговые исследования. ([1],с.44)
Под маркетинговыми исследованиями обычно понимают целенаправленное изучение существующей проблемы и разработка на этой основе рекомендаций по обеспечению ее наилучшего решения. Поэтому основными направлениями маркетинговых исследований, а точнее самостоятельными являются исследования:
· Рынка;
· Покупателей;
· Конкурентов;
· Товаров;
· Цены;
· Эффективности продвижения товаров на рынке.
Процесс маркетингового исследования.
Приступая к маркетинговому исследованию, прежде всего необходимо убедиться, что нужно предприятию для улучшения результатов предпринимательской деятельности за счет полного удовлетворения нужд и потребностей существующих и потенциальных покупателей. Иными словами, нужно четко определить нужды и потребности данных покупателей, установить важность решения рассматриваемой проблемы в их более полном удовлетворении. ([1],с.46)
Процесс маркетингового исследования представлен следующей схемой:
| Определение рыночной проблемы | 
| ↓ | 
| Разработка плана исследований | 
| ↓ | 
| Сбор информации | 
| ↓ | 
| Анализ собранной информации и ее интерпретации | 
| ↓ | 
| Обобщение результатов исследования и подготовка рекомендаций | 
| ↓ | 
| Принятие маркетингового решения | 
На первом этапе обосновывается необходимость проведения исследования и оговаривается круг вопросов, подлежащих обсуждению.
На втором этапе составляется подробный план исследования. В нем четко формулируется цель исследования, оговариваются решаемые задачи.
На третьем этапе проводится сбор информации.
На четвертом этапе осуществляется анализ собранной информации. Обработка данных проводится в соответствии со сформулированными задачами исследования.
На пятом этапе подготавливается отчет о проведенном исследовании.
На шестом этапе делается вывод с учетом маркетинговых исследований.
1.2. Обзор рынка Республики Беларусь.
По данным Минстата производство основных видов черной металлургии начиная с 1985 года выглядит следующим образом.
Производство стали
.
Чугунное литье

В тоже время необходимо отметить, что за 11 месяцев 2004 года экспорт черных и цветных металлов и изделий из них составил 1120,1 млн. долларов США. По отношению к аналогичному периоду 2003 года этот показатель увеличился на 42%.
1.3. Обзор рынка стальных изделий Республики Беларусь.
По данным Министерства статистики и анализа, машиностроения и металлообработки страны за 11 месяцев 2004 года объем производства продукции увеличился в сопоставимых ценах на 22,2% по сравнению с таким же периодом 2003 года. В денежном выражении объем производства продукции за 11 месяцев составил 9430,4 млрд. руб., что составило 122,3% к ровню предыдущего года.
Для сравнения: в 2003 году соотношение объема выпуска продукции машиностроения и металлообработки по сравнению к 2002 году составило 108,9%.
Рентабельность реализованной предприятиями машиностроения и металлообработки продукции за 11 месяцев 2004 года составила 11,8%, что на 1,9% больше чем в это же время в 2003 году. Рентабельность продаж составила 8,5%, что на 1,5% больше чем в 2003 году.
За 11 месяцев 2004 года экспорт машин, оборудования и транспортных средств составил $2847,4 млн., что на 29,4% больше чем за аналогичный период 2003 года.
Диаграмма экспорта машин, оборудования и транспортных средств в сопоставимых ценах.

Экспорт машин, оборудования и транспортных средств в январе- ноябре 2004 года составил 23% от общего количества экспортируемой промышленной продукции Беларуси.
Товарная структура экспорта в Россию и Украину представлена в таблице 1.3.1 и 1.3.2.
Экспорт в Россию.
Таблица 1.3.1
| Товар | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 
| Тракторы и тягачи,тыс. шт | 13,8 | 12,7 | 15,3 | 15,2 | 16,1 | 
| Запчасти, тыс. шт | 49,9 | 34,2 | 38,4 | 43,2 | 48,6 | 
| Автомобили грузовые, тыс. шт | 11 | 8,9 | 11 | 8,4 | 8,7 | 
Экспорт в Украину.
Таблица 1.3.2
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.