Опыт сооружения мостов из монолитного железобетона методом продольной надвижки: Обзорная информация, страница 6


ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1/2002

Стык прикрепления аванбека к пролетному строению — один из наиболее ответственных узлов системы, от прочности и трещиностойкости которого во многом зависит надежность системы «пролетное строение - аванбек» в процессе ее надвижки.

Количество пучков в верхней и нижней зонах определялось теми стадиями надвижки, при которых в этих зонах возникали наибольшие растягивающие усилия. В верхней зоне стыка на каждой балке аванбека было установлено всего по три пучка из 48 проволок. В нижней зоне наибольшие усилия растяжения соответствовали положению системы, когда пролетное строение заходит на встречную опору на 20,1 м. Для восприятия этих усилий в нижней зоне устанавливалось 16 пучков, в том числе 8 пучков из 96 проволок, 4 — из 56 проволок и 4 — из 48 проволок.

Для надвижки пролетного строения моста через р. Царицу были сконструированы обустройства скольжения двух типов:

—с постоянным высотным уровнем поверхности сколь­
жения;

—обеспечивающее возможность изменения высотных
отметок поверхности скольжения.

Основой обустройства первого типа являлся прямо­угольный сварной металлический стакан размером в плане 1280x430 мм и высотой 186 мм. Внутри стакана в качестве упруго-податливых элементов укладывались четыре пакета из двух резиновых опорных частей общей высотой 2x78 мм. На этих пакетах размещалась жесткая металлическая крышка толщиной 60 мм, к которой для создания поверхности скольжения был приварен полированный лист толщиной 2 мм. Между поверх­ностью скольжения и пролетным строением размещались карточки скольжения размером 300x600 мм и толщиной 20 мм, состоящие из фанерных пластинок, обклеенных нафтленом.

Встречный (по ходу надвижки) край крышки скосили так, чтобы облегчить вход нафтленовых карточек между пролетным строением и полированным листом. По ходу надвижки карточки выходили из-под пролетного строения и повторно включались в

23


ИНФОРМАВТОДОР ТЕЛ.(095) 747-9198, 747-9181, ТБД./ФАКС (095) 747-9113_______

работу с переднего конца обустройства скольжения. Конструкции обустройств скольжения второго типа, устанавливаемые на присгапельных опорах, позволяли регулировать высотный уровень поверхности скольжения обустройств, расположенных на этих опорах.

В конструкции обустройств скольжения этого типа, в основном аналогичных конструкциям обустройств скольжения первого типа, вмонтировали по два домкрата грузоподъемностью 200 тс каждый. Поршни домкратов были оснащены плавающими опорными сферами, что обеспечивало возможность поворота размещенной на них крышке с приваренным к ней поли­рованным листом соответственно общему уклону перемещаемой системы.

Во избежание перегрузки одной из стенок пролетного строения все четыре домкрата каждой пристапельной опоры подключением к одной насосной станции были объединены в единую гидравлическую систему. Каждая пара домкратов заключалась в сварную обойму, которая, в свою очередь, устанавливалась на подливку из полимербетона.

Боковые ограничители (боковые направляющие). Характерной особенностью метода ЦПН является приложение усилий, обеспечивающих надвижку не к головной части надвигаемой системы, а к хвостовой. В этом случае движение головной части не фиксируется и несинхронное воздействие подъемно-толкающих установок, действующих вдоль стенок пролетного строения, может привести к сложным нештатным ситуациям. Установка на оголовках опор, переставляемых по ходу надвижки боковых ограничителей, обеспечивает строго проект­ное положение пролетного строения в плане на всех этапах надвижки и на стадии эксплуатации. Боковые ограничители называют также боковыми направляющими. Эта их функция особенно четко проявляется при сооружении методом ЦПН криволинейных в плане пролетных строений. При установке боковых ограничителей требовалось соблюдать особую точность, чтобы обеспечить люфт при надвижке пролетного строения в пределах 15 мм.

При сооружении пролетного строения моста через р. Царицу, в основном, использовалось серийное оборудование.

24


ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1/2002

В то же время необходимо было разработать и создать принци­пиально новые образцы специального оборудования для выпол­нения технологических операций: подъемно-толкающие уста­новки (ПТУ); низкогабаритные (плоские) домкраты.

В комплект оборудования, обеспечивающего функцио­нирование ПТУ в штатном режиме, входят:

•  блоки синхронизации работы вертикальных домкратов
ПТУ (1 шт.) и горизонтальных гидроцилиндров (1 шт.) с
электроаппаратурой управления;

•  пульт управления и контроля.

Подъемно - толкающая установка (ПТУ) предназначена для. выдвижения за пределы стационарной опалубки очередной изготовленной секции пролетного строения и последующего ее перемещения в составе системы из ранее изготовленных и состыкованных секций и аванбека вдоль продольной оси моста до установки в окончательное проектное положение. Установка является одновременно и тормозным устройством и устанав­ливается на пристапельном устое. ПТУ скомпонована в единый монтажный блок из четырех основных элементов (рис. 8): вертикального домкрата, размещенного в подвижной опоре в виде квадратного в плане стакана, обеспечивающего припод­нимание и опускание пролетного строения; спаренных горизон­тальных гидроцилиндров двойного действия, производящих надвижку пролетного строения перемещением вертикального домкрата, а затем возвращающих его в исходное положение, для чего горизонтальные гидроцилиндры шарнирно соединены с опорной тумбой и опорой вертикального домкрата; опорной



Рис. 8. Подъемно-толкающая

установка  (ПТУ): 1 два гидроцилиндра

грузоподъ емностью

по 225 тс; 2 — опорная тумба;

3 — вертикальный домкрат

грузоподъемностью 1000 тс;

4 фторопласт;

5 полированный металл;

6 — опорная рама