Опыт сооружения мостов из монолитного железобетона методом продольной надвижки: Обзорная информация, страница 13


ИНФОРМАВТОДОР ТЕЛ.(095) 747-9100, 747-9181, ТЕЛ./ФАКС (095) 747-9113_______

Передачу усилия для поперечного перемещения осущест­вляли только на обеих речных опорах с установкой на устоях стопорных (страхующих) устройств. Пролетное строение массой 16200 т на расстояние 15,43 м было перемещено за 10 ч.

Руководство поперечной передвижкой осуществляли из центрального пульта управления с контролем технологических операций телевизионными мониторами, измерительными устройствами и радиоустановками. На аварийный случай имелась установка для одновременного отключения всех силовых приводов.

Другим примером дифференцированного подхода к выбору технологии строительства предварительно напряженных пролетных строений является мост Саторн длиной 1,2 км, построенный французскими специалистами в г. Бангкоке (Таиланд) в 1979-1982 гг. В поперечном сечении мост состоит из двух независимых пролетных строений под автомобильную нагрузку и двухпутного под городскую скоростную электро-фицированную железную дорогу (рис. 22). Эстакадные части с обеих сторон моста перекрыты пролетными строениями по схеме 6x45+35 м, русловая — пролетными строениями с V-образными опорами по схеме 66+92+66 м. Строительная высота в середине пролета равна 2,35 м, на опоре и в боковом пролете — по 2,15 м. Ширина проезжей части каждого направления автомобильного движения меняется от 11,25 м в пределах эстакады до 13,25 м в русловой части и до 16 м на выходе к городским улицам.

Пролетные строения в виде одноячеистой коробчатой балки с большим вылетом консолей верхней плиты имеют высоту на опоре 2,9 м, в середине наибольшего пролета — 2,2 м и в консольной части крайних пролетов — 2,4 м. В качестве напрягаемой арматуры применили арматурные элементы Фрейсине из семипроволочных витых канатов диаметром 15 мм типа 19К15.

Эстакады моста сооружены методом цикличной продоль­ной надвижки, русловая часть — бетонированием на переме­щаемых стальных подмостях. При этом обе технологии строи-

50


ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1/2002


тельства пролетных строений были дополнены новыми, улуч­шающими их приемами.

13,23

итштт тш ииии

Рис. 22. Поперечное сечение мост Саторн (Таиланд): 1 тротуар; 2 — автопроезд 3x3,25 м; 3 — скоростная городская

железная дорога

Рационализация системы армирования продольно надви­гаемых конструкций заключалась в установке временных преднапрягаемых арматурных элементов дополнительно к основной арматуре, натягиваемой при бетонировании, которые совместно обеспечивали центральное обжатие пролетного строения на период его надвижки. Для уменьшения количества временной напрягаемой арматуры увеличили ее эксцентриситет путем выведения из рабочего сечения балки в надопорных зонах (рис. 23).

Технологические возможности метода продольной надвиж­ки реализованы при сооружении разводного (поворотного) пролетного строения моста из преднапряженного железобетона через р. Шатт-Эль-Араб в г. Басре (Ирак). Мост длиной 761,9 м состоит из западной части, включающей разводной пролет со схемой пролетов 24,4+34,6+5x46,9+38, 25 м, и восточной части со схемой пролетов 34+6x46,9+3x38,5 м с общей разделительной опорой. Односекционную коробчатую балку шириной 21 м и высотой 3,65 м бетонировали секциями по 16 м на подходах и

51


ИНФОРМАВТОДОР ТЕЛ.(095) 747-9100, 747-9181, ТЕЛ./ФАКС (095) 747-9113_______

надвигали в проектное положение с использованием аванбека длиной 28 м. Поворотная часть в процессе изготовления была объединена со смежными участками пролетного строения и устанавливалась в пролет в составе единой балочной конст­рукции. После окончания надвижки и установки поворотной части в проектное положение на металлический поворотный венец монтажные соединения были сняты.

Рис. 23. Схема строительства пролетных строений моста

Саторн (Таиланд):

1 — аванбек; 2—временные напрягаемые элементы; 3стальные временные опоры

Примером использования для надвижки тягового троса, соединяющего гидравлический домкрат, установленный в упор к передней стенке устоя, и специального съемного устройства, закрепляемого на вновь забетонированной секции пролетного строения, является мост через р. Драк в г. Гренобле (Франция). Пролеты моста 35+42+38+14,65 м перекрыты коробчатой неразрезной балкой, имеющей наклонные стенки и верхнюю

52


ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1/2002

плиту с консольными свесами общей шириной 18,4 м. Толщина стенок на опоре 105 см, в пролете - 60 см.

Пролетное строение секциями по 15 м бетонировали на подходах и посекционно надвигали в пролет. Применили двухстадийное натяжение напрягаемой арматуры. При надвижке использовали аванбек длиной 38 м. Надвижка проводилась по пластинам из неопрена, покрытого тефлоном, заводимым в ходе надвижки между пролетным строением и листом из нержа­веющей стали на опорах. Изготовление и надвижка одной секции занимали 10 дней. Мост построен за один год.

Временные промежуточные опоры и тянущие домкраты системы VSL, установленные на шкафной стенке устоя, приме­нили на первом в Нидерландах мосту Страбекервлоедграаф длиной 420 м (42+6x56+42 м), построенном методом продольной надвижки. Мост расположен на вертикальной кривой радиусом 2000 м и уклоне 2%. Пролетное строение предварительно напряжено стержнями диаметром 32 мм системы Dywidag и пучками из 12 витых канатов диаметром 15 мм.

Систему оттяжек и вспомогательный пилон использовали при продольной надвижке двух криволинейных в плане пролет­ных строений (радиус 1000м) виадука де Луг (Франция). Мост длиной 278 м с пролетами по 40,7 м в поперечном сечении состоит из двух, установленных с поперечным уклоном 5,5%, пролетных строений под каждое направление движения плитно-балочной конструкции шириной по 14,45 м. Высота пролетного строения 3,15 м. В качестве продольно напрягаемой арматуры исполь­зовали арматурные элементы типа КА40 и КА36, вертикальное обжатие выполнили стержнями диаметром 25 мм системы Cibarre.

Из опыта строительства мостов во Франции видно, что продольной надвижкой сооружают мосты полной длиной от 70 до 1035 м, пролетами от 30 до 70 м, высотой надвигаемых секций от 1,8 до 3,8 м и шириной от 5,5 до 14,65 м. Пролеты длиной 70 м получены в результате встречной надвижки изготовленных на обоих берегах секций с последующим их объединением в неразрезную систему.

53