Опыт сооружения мостов из монолитного железобетона методом продольной надвижки: Обзорная информация, страница 12


ИНФОРМАВТОДОР ТЕЛ.(095) 747-9100, 747-9181, ТЕЛ./ФАКС (09S) 747-9113_______

Пролетное строение бетонировали секциями по 13,2 м и надвигали в пролет с применением аванбека длиной 9 м. Поскольку корытообразное сечение большой ширины со сравнительно тонкой плитой чрезвычайно чувствительно к различного рода перекосам, при изготовлении и надвижке его предусматривали меры по регулированию давления на опоры и выравниванию положения опорных частей скольжения.

С использованием временных промежуточных опор в качестве средств регулирования усилий в надвигаемой конст­рукции методом цикличной продольной надвижки сооружено пролетное строение вантового моста через р. Дунай у г. Меттена (ФРГ) с наибольшим пролетом 145 м. Мост выполнен по схеме 68,65+145+68x4+60 м, пересекает русло реки под углом 73° и расположен в плане на кривой радиусом 7000 м. Пролетное строение в виде двухъячеистой коробчатой балки имеет ширину 30 м (рис. 20). Средние пролеты длиной 145 и 68 м перекрыты одновантовой системой с жесткими вантами. Железобетонные ванты сечением 1,35x1,6 м собраны из 56 арматурных элементов, выполненных в виде 19 семипроволочных витых канатов диаметром 15 мм.

а)

Рис. 20. Байтовый мост через р. Дунай у г. Меттена (Германия): а — схема моста; б—поперечные сечения;в —поперечное се­чение ванты; 1 — анкерный блок; 2вант из преднацря-

женного железобетона; 3 бетон; 4 — арматура;

5—56арматурных элементов каждый из 19 семипроволочных

витых канатов диаметром 15 мм

46


ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1/2002

Пролетное строение высотой 4,2 м бетонировали на подходах секциями по 17 м. Предварительное напряжение пролетного строения было осуществлено в два приема: в стадии продольной надвижки стержневой арматурой системы Dywidag диаметром 36 мм из стали St 108/123, по окончании надвижки -арматурными элементами также системы Dywidag из 12 семи-проволочных витых канатов диаметром 15 мм. Пролетное строение предварительно напряжено в продольном и поперечном направлениях. Максимальная длина напрягаемой арматуры, используемой на мосту, составила 220 м, масса продольно передвигаемого пролетного строения 33000 т, расчетное толкаю­щее усилие 12000 кН, фактическое — 7000 кН.

Мост Меттен отличается принятием целого ряда конструк­тивных мер по защите его элементов от воздействия солей противоналедной поливки проезжей части. В частности, повышена плотность бетона верхней плиты и увеличен защитный слой бетона до 7 см; бетон в месте присоединения вант к балке жесткости закрыт кожухом из коррозионностойкой стали; ванты имеют дополнительный слой бетона толщиной 5-7,5 см, восстанавливаемый торкретированием в случае недопустимой пропитки его ионами хлора и др.

Рекордный пролет для конструкции мостов, соору­жаемых методом продольной надвижки, осуществлен на мосту через р. Дунай у г. Верта в ФРГ (рис. 21). Мост, построенный в 1977-1979 гг. по схеме 108+168+108 м, расположен на верти­кальной кривой радиусом 25000 м и продольных уклонах на подходах 2,1%. Ширина моста 30 м образована двумя параллельно расположенными на общих опорах неразрезными коробчатыми балками с вертикальными стенками высотой 7,25 м. Исполь­зование временных опор позволило сократить величину пролета в стадии надвижки до 62,5м.

Возведение пролетных строений продольной надвижкой предопределило ряд их конструктивно-технологических особен­ностей. В частности, принята постоянная высота главных балок с заданием строительного подъема 0,1м только в среднем пролете. Напрягаемая арматура, установленная для воспринятая монтаж-

47


ИНФОРМАВТОДОР ТЕЛ.(095) 747-9100, 747-9181, ТЕЛ./ФАКС (095) 747-9113_______

ных усилий, заанкерена в бетонных приливах (вутах) верхних и нижних плит и стенок коробчатой балки (см рис. 21, а). В целях снижения массы пролетного строения концевые и надопорные диафрагмы бетонировали после окончания его надвижки с использованием скоб (хомутов) Геви, стыкуемых с арматурой основной конструкции резьбовыми муфтами.


а)


б)


Рис. 21. Схема моста через р. Дунай у г. Верта (ФРГ):

а—продольный разрез моста; б— схема поперечной передвижки

пролетного строения; 1 —направлениепередвижки; 2—боковые

направляющие; 3—гидродомкрат на усилие 2x1600 кН;

4 — плиты скольжения; 5 — бетон;

6 — натяжные штанги; 7 — постоянная опорная часть;

8 — удерживающие штанги; 9 — накаточные пути;

10 — стопор

48


ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1/2002

Из условий продольной и поперечной надвижки наружная поверхность нижней (опорной) плиты выполнена точно гори­зонтальной. На мосту применили регулируемые по высоте скользящие опорные части, компенсирующие возможные неравномерности осадок вспомогательных опор более 5 мм.

Пролетное строение бетонировали и надвигали в проектное положение секциями длиной 17,5 м. На мосту применили раздельный принцип бетонирования (нижняя плита, стенки, верхняя плита) по двухпостовой схеме с использованием заранее изготавливаемых арматурных каркасов. Для получения прак­тически одинаковой прочности бетона во всех трех элементах поперечного сечения к моменту предварительного напряжения конструкций на монтажные нагрузки (через 36 ч прочность достигла 32 МПа при проектной прочности 45 МПа) диффе­ренцировали количество быстротвердеющего цемента марки PZ45F и варьировали введение жидких добавок от 0,8 до 1,8% в бетонные смеси.

Новым в технологии строительства моста через р.Дунай у г.Верта является сочетание продольной надвижки пролетного строения с поперечным его перемещением, выполненным в экономических целях с повторным использованием доро­гостоящих временных опор. Для этого продольно надвинутая первая балка пролетного строения под одно направление движения после расчета ее предварительного напряжения была передвинута поперек моста на 15,43 м (см. рис. 21, б). При этом повторно использовали стапель для бетонирования секций пролетного строения, а также агрегаты и вспомогательное оборудование, необходимое для продольной надвижки готовой конструкции.

Поперечная передвижка пролетного строения осущест­влена, в основном, по тому же принципу, что и продольная надвижка, с использованием того же оборудования. При этом пролетное строение поперек перемещали вместе с постоянными опорными частями, подвижно опирающимися на плиты, покрытые слоем тефлона.

49