Опыт сооружения мостов из монолитного железобетона методом продольной надвижки: Обзорная информация, страница 3


ИНФОРМАВТОДОР ТЕЛ.(095) 747-9100, 747-9181, ТЕЛ./ФАКС (095) 747-9113_______

изготовления поперечное сечение блока; значительная, на всю ширину проезжей части моста, ширина блока, обуславливающая за один проход, по крайней мере, готовность полосы проезда для одного направления движения; сборка пролетных строений на перемещаемых подмостях секциями на одну длину пролета с использованием рабочей напрягаемой арматуры для обжатия клеевых швов сразу на протяжении всей собираемой секции; прогрессивные клееные стыки и система натяжения с резьбовой анкеровкои и простым решением стыка напрягаемой аппаратуры и др.

Недостаток разработанной конструкции пролетных строений и технологии их монтажа состоит в ограничении величины пролета до 63 м.

Конструктивно-технологическая система ПРК-ЦНИИС позже вошла составной частью в гибкую технологию строи­тельства мостов.

Монтаж пролетных строений из сборных цельнопере-возимых полнопролетных балок и плит длиной до 33 м осущест­вляют, как правило, кранами различной грузоподъемности (рис. 3).

Рис. 3. Монтаж полнопролетных балок краном КШМ

Номенклатура типовых автодорожных пролетных строений включает следующие полнопролетные модули:

-  сводчатые плиты П-образного сечения длиной 12 м,
массой 15,5 т;

-  пустотные плиты с напрягаемой арматурой длиной
12; 15; 18 м, массой 9,5; 11,9; 16,3 т;

10


ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1/2002

-  балки таврового сечения с ненапрягаемой арматурой
длиной 12; 15; 18 м, массой 11,1; 13,8; 17,8 т;

-  балки каплевидной формы с напрягаемой арматурой
длиной 27 м, массой 41,5 т;

-  балки двутаврового сечения с напрягаемой арматурой
длиной 24; 33 м, массой 36,8; 59,8 т.

При использовании транспортных средств балки длиной 33 м перевозят на прицепах-роспусках или прицепах балковозах, буксируемых автомобильными тягачами.

3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙОПЫТСООРУЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХПРОЛЕТНЫХСТРОЕНИЙМОСТОВ

МЕТОДОМКОНВЕЙЕРНО-ТЫЛОВОЙСБОРКИ (БЕТОНИРОВАНИЯ) СПРОДОЛЬНОЙНАДВИЖКОЙ

В СССР за период 1967* - 1983 гг. методом продольной надвижки было построено 12 мостов с неразрезными предна-пряженными железобетонными сборными (составными по длине) пролетными строениями длиной от 106 до 416 м со средними пролетами длиной 33; 42 и 63м. Все мосты с пролетами 42 и 63 м запроектированы коробчатого сечения, а мост с пролетами 33 м — плитно-ребристой конструкции.

В 1996 г. этим методом закончено строительство моста из монолитного преднапряженного железобетона с неразрезными коробчатыми пролетными строениями с пролетами по 45,2 м через р. Царицу.

Характеристика некоторых железобетонных пролетных строений, сооруженных методом цикличной продольной надвижки, представлена в табл. 1.

* В 1967 г. впервые была применена конвейерно-тыловая сборка составных по длине коробчатых балок на виадуке через овраг Лорупе (СССР) с максимальным пролетом 43,25 м (Примеч. автора).

11




ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1/2002

В данной обзорной информации целесообразно рассмот­реть два примера использования технологии продольной надвижки: для сборных, составных по длине, пролетных строений и монолитных железобетонных пролетных строений.

Мост через р. Днестр [4] построен в 1983 г. по схеме 28,35+51,45+2х63,00+51,45+Зх42,00+32,55м.

Для перекрытия двух судоходных пролетов длиной 63 м блоками 42-метровых пролетных строений, три русловые V-образные опоры были запроектированы с развитыми вдоль моста ригелями длиной по 29,5 м. Ригель в поперечном сечении состоял из железобетонных подкосов, соединенных поверху стальными затяжками из двутавровых балок. Все узлы соединения подкосов и затяжек бетонировались на монтаже с устройством подферменных площадок для опирания неразрезного пролетного строения. Расстояние между точками опирания на ригеле — 27,3 м.

Такая конструкция русловых опор позволила применить на всей длине моста блоки пролетного строения с одинаковыми наружными размерами. Пролетное строение представляло собой неразрезную 12-пролетную балку длиной 415,8 м.

Балка пролетного строения состояла из 198 блоков коробчатого сечения: 13 опорных, 123 рядовых и 62 упорных. По наружному контуру все типы блоков имели одинаковые размеры: длина 2,1 м, ширина по верхней плите 13 м, по нижней —5,5 м, высота 2,32 м. По внутреннему контуру каждый типоразмер имел свои очертания и размеры [4].

Рядовые коробчатые блоки различались толщиной боковых стенок и не имели внутри коробки каких-либо выступов. Толщина стенок блоков, размещенных в средней части пролетов, 35 см, в приопорной зоне — 45 см.

Упорные блоки имели типоразмер и отличались от рядовых наличием приливов-упоров по верхней и нижней плитам для анкеровки напрягаемой арматуры.

Опорные блоки отличались от рядовых наличием диафрагм. В опорных блоках над промежуточными опорами диафрагма располагалась посередине блока, а в опорных блоках над крайними опорами — в торце блока.

13


ИНФОРМАВТОДОР ТЕЛ.(095) 747-9160, 747-9181, ТЕЛ./ФАКС (095) 747-9113_______

В блоках всех типоразмеров предусматривались каналы диаметром 11 см для размещения напрягаемой арматуры.

Для фиксации положения смежных блоков на стапеле в плане на торцах верхней плиты был предусмотрен бетонный фиксатор в виде гнезда и бетонного выступа высотой 5 см. Чтобы исключить возможные сдвижки в стенках смежных блоков, на их торцах предусматривались гнезда и выступы шириной 9 см и высотой 58-60 см. Между выступом и гнездом был предусмотрен зазор в 20 см для взаимных сдвигов блоков при их укрупнительной сборке на сборочном стапеле.

Стыки между блоками запроектированы клеевыми на основе эпоксидных смол.

Впервые в мостостроительной практике в пролетном строении применена мощная пучковая арматура из 19 семи-проволочных прядей диаметром 15 мм с усилием натяжения около 300 тс. Пучки натягивали гидравлическими домкратами тройного действия грузоподъемностью 350 тс и анкеровали конусными анкерами на железобетонных упорах упорных блоков.

Сборку и надвижку пролетного строения осуществляли на правом берегу на сборочном стапеле, конструкция которого позволяла корректировать его положение в период монтажа блоков (рис. 4).

Рис. 4. Схема стапеля: 1 опорная плита; 2несущая балка; 3—путь скольжения;

4—салазки; 5надвигаемое пролетное строение;

6 — толкающий домкрат; 7—упор; 8 — опорная тумба,

фиксирующая высоту стапеля; 9—домкраты для подъемки

несущихбалок

14