Обзор, систематизация и редакторский анализ журналов о домашних животных (1990–2009), страница 9

В последние годы количество детских журналов о животных заметно возросло. Многомерность предмета исследования, его взаимосвязь с сопредельными науками (педагогикой, психологией, физиологией, литературоведением) требует системного, комплексного изучения журналистики для детей, выработки практических рекомендаций.

Степень подготовленности, характер материалов, оформление издания  и преследуемая издателями цель дает возможность рассматривать детские журналы по категориям: научно-популярные, познавательно-развлекательные и литературно-художественные.

В соответствии с особенностями детского восприятия, все издания достаточно красочные и яркие. Конечно, характер оформления во многом зависит от возраста потенциального читателя (рассчитан журнал на детей 4–6 лет или же 14–16 лет). Также заметна разница между научно-популярными изданиями, такими, как «Свирель», «Юный натуралист» и т. п., и познавательно-развлекательными, такими, как «GEOленок», «Тошка и компания». В первом случае основной целью является именно расширение круга знаний юного читателя по заявленной теме; материалы этих журналов будут интересны и познавательны не только для детей, но и для взрослых. Во втором случае – на первое место все-таки ставится развлечение, проведение досуга, занимательность (за счет частого обращения к популярным мультфильмам, кинофильмам, книгам, героям телепередач и т. д.).

Полиграфическое исполнение этих двух категорий журналов сильно не отличается: качественные фотографии, комиксы, рисунки, рекламные вставки. Но оформление познавательно-развлекательных изданий все же будет более яркое и даже броское.

Что касается качества текстовых материалов, то в них можно увидеть существенную разницу. Для детских научно-популярных журналов пишут доктора и кандидаты биологических наук, натуралисты; также здесь печатаются произведения соответствующей тематики русских и зарубежных писателей и поэтов. Текстовые блоки в научно-популярных журналах занимают основное место, все иллюстрации являются сопровождением к повествованию; другая ситуация наблюдается на страницах в познавательно-развлекательных изданиях: основной материал – это фотографии, рисунки и т. п.

Особое место в ряду детских журналов о животных занимают литературно-художественные издания: в нашей стране это «Муравейник» и «Лазурь». Надо отметить, что эти журналы издаются уже довольно давно (с 1994 г. и 1990 г. соответственно). Целью создания «Муравейника» и «Лазури» было знакомство детей с животным миром языком художественных произведений. Но, как и в случае со взрослыми журналами, издателям пришлось расширить тематический круг публикаций: темы природы, экологии, географии оказались неотъемлемыми в разговоре о животном мире. Как объясняют сами издатели, это связано с тем, что в такие понятия, как «экология», «природа», «животный мир» может входить много сторон жизни человека. Кроме этого, ребенку будут интересны необычные факты, последние достижения, советы психолога. Сотрудники редакций постарались сделать издания разносторонними, чтобы любой читатель мог найти в них что-то для себя.

«Муравейник» и «Лазурь» дают читателям нечто большее, чем просто знание. Это знакомство с прозаическими и поэтическими произведениями, связанными с русской природой, русских (М. И. Цветаева, А. Н. Плещеев, Ф. И. Тютчев, С. А. Есенин, М. Пришвин, К. Паустовский, и т. д.) и зарубежных (Дж. Даррелл, Э. Сетон-Томпсон, Р. Брэдбери) писателей, и представление о различных видах животных в повествованиях ученых-биологов, и интересные факты о жизни животных и о их взаимоотношениях с человеком, и многое другое. Но главное, что отличает эти издания от научно-популярных и познавательно-развлекательных, – это высокий уровень работы редакции, просветительская деятельность журналов, неповторимая духовность материала, что есть далеко не во всех современных изданиях. Оформление литературно-художественных  журналов о природе красочное, но в то же время можно сказать, что оно спокойное, не «кричащее».