Установление типологических границ этой группы журналов представляет существенные трудности вследствие расплывчатости и недостаточной определенности типов.
Выявление свойств журналов, установление их общности и их разделение, отнесение к определенным изданиям, группирование на основе типичных черт, оценка целесообразности выделения индивидуальных, особенных и своеобразных признаков тех или иных изданий – все это задачи типологического метода, основанного на системном подходе. Типологический метод позволяет выявить устойчивые, характерные, повторяющиеся признаки издания и на основе идентификации, сочетания и объединения этих признаков найти то существенное и общее, что дает возможность сгруппировать издания с целью унификации методов их редактирования.
На сегодняшний день типология периодических изданий находится в стадии разработки и потому не имеет четкой трактовки. Однако анализ работ, посвященных данной проблеме, намечает подходы к ее решению и позволяет обнаружить необходимые предпосылки для достаточно определенных выводов по поводу признаков, которые дают основание обособить названные издания в самостоятельную типологическую группу.
Целевая направленность каждого определенного периодического издания предполагает выход на соответствующие категории читателей. Для одних изданий это массовый читатель, не имеющий профессиональных потребностей в информации. Для других круг основных читателей может определяться социальным профилем издания (имиджевый журнал «Animal Style»), возрастом потенциального читателя (все детские журналы), уровнем профессиональной подготовки читателя (журнал «Ветеринария домашних животных»).
Исследователь периодики Корнилов называет три типообразующих фактора: издатель, целевое назначение, аудиторная группа. Главным критерием для классификации периодических изданий Корнилов считает именно отношения с читателем.[7] Интересы аудитории можно условно расположить на горизонтальной и вертикальной осях. Вертикальную ось составляют уровни запросов аудитории, три из которых можно считать опорными: профессиональный уровень (обусловливающий жизнь теоретико-научных журналов); специализированный уровень (для специалистов-практиков и так называемых любителей информации о проблемах и новинках в той или иной научно-производственной сфере); уровень массовой аудитории (общие и занимательные сведения для людей, принадлежащих к разным социальным, профессиональным, возрастным группам). Горизонтальную ось составляет все многообразие сфер читательского интереса: политика, спорт, искусство, природа, животный мир и т. д. В тех точках, где пересекаются уровень и сфера, возникают журналы.
Барабонин Д. А. предлагает считать главными типообразующими признаками периодических изданий содержание, объем, периодичность, структуру, жанры и способы отображения мира [Барабонин]. В работах Лазаревича Э. А. находим другие признаки: предмет, функции и читательское назначение.[8] Акопов А. И. выделяет 11 типообразующих признаков: предмет, издающий орган, читательская группа, задачи и программа, авторский состав, тираж, внутренняя структура, жанры, оформление, периодичность, объем.[9]
По поводу такого разброса мнений можно сказать словами работы Западова А. В. и Соколовой Е. П.: «Серьезным препятствием в исследовании общей типологии является терминологическая запутанность. Оперирование одними и теми же терминами, смысл которых варьируется в зависимости от системы, сложившейся у очередного исследователя, препятствует плодотворному развитию научных идей».[10] Отставание понятийного аппарата – серьезная угроза для продвижения науки вперед [Корнилов].
Мы видим, что существуют разные, иногда противоречащие друг другу, классификации журналов. Тем не менее, все исследователи сходятся во мнении, что издания можно отнести в те или иные группы по следующим принципам:
· характер аудитории;
· целевое назначение;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.