Обзор, систематизация и редакторский анализ журналов о домашних животных (1990–2009), страница 6

Научно-популярным является журнал, содержащий информацию об основах наук, о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области ветеринарии, этологии и т. п. Он служит распространению знаний и самообразованию, способствует формированию научного мировоззрения (по отношению к домашним животным это можно понимать как грамотное содержание животных, правильная трактовка их поведения). Многие журналы имеют постоянные рубрики, посвященные диким животным, культуре содержания животных дома в разных странах — это расширяет кругозор читателя. Также эти журналы популяризируют достижения науки, культуры, искусства (например, журнал «В мире животных» ведет постоянную рубрику «Зоогалерея», где рассказывается об анималистике). Наряду с информацией указанного характера научно-популярные журналы публикуют материалы практического, развлекательного и литературно-художественного содержания, что еще раз подчеркивает их широкую читательскую направленность. В подтверждение этому можно сказать, что практически все научно-популярные журналы о животных имеют постоянную рубрику, где рассказывается о знаменитых людях, имеющих домашних питомцев (журналы «Друг», «Pets», «Живой взгляд» и т. д.).

Ориентируясь на довольно широкий круг читателей и в постоянном стремлении расширить этот круг, научно-популярные журналы имеют схожую структуру номера и зачастую одинаковые рубрики, но под разными названиями. Суть рубрик, характерных для всех подобных изданий, можно обозначить как: звезды и их питомцы, уход за питомцем, страны и обычаи, зоопсихология, факты и исследования, редкие породы, выставки, советы специалистов по дрессировке и ветеринаров. Некоторые журналы включают такие рубрики, как фотоконкурс; материалы об искусстве, связанные с животными (соответствующие рубрики есть в журналах «В мире животных», «Живой взгляд»); письма читателей; рубрики, посвященные роли животных в истории, животным-героям литературных произведений или кинофильмов. Также в подобных изданиях можно найти информацию об экспедициях, к которым можно присоединиться («В мире животных»). Стремясь привлечь читателей к своему журналу, издатели публикуют материалы и о диких животных, об интересных фактах из мира природы, о деятелях организаций по спасению природы.

Реклама в таких изданиях составляет до 40 %.

Научно-практические журналы предназначены для специалистов: заводчиков пород, кинологов, фелинологов (фелинология – наука, изучающая кошек) и ветеринаров-практиков, студентов ветеринарных ВУЗов, чья профессиональная деятельность опирается на результаты научных исследований, требует осмысления практического опыта на теоретическом уровне и связана с внедрением научных разработок в практику. Термин «научно-практическое издание» введен ГОСТом 7.5—98[12]. Согласно ГОСТу, это издания, публикующие статьи и другие материалы как научно-теоретического, так и научно-прикладного характера, адресуемые не только ученым, научным работникам, но и специалистам-практикам. На страницах этих изданий освещаются достижения науки и практики отечественной и зарубежной ветеринарии по предупреждению заразных, паразитарных и незаразных болезней животных, вопросы лечения и мер борьбы с этими болезнями; печатаются статьи по актуальным для специалистов проблемам, а также иная информация, непосредственно относящаяся к ветеринарной деятельности.

Почти все научно-практические журналы включают в себя информацию не только о домашних животных, но и о сельскохозяйственных животных, в подобных журналах эти темы не могут быть однозначно поделены, это их специфика. Но для анализа мы постарались отобрать те издания, где проблемам домашних питомцев отводится важное место.