Обзор, систематизация и редакторский анализ журналов о домашних животных (1990–2009), страница 37

Если просматривать номера «Лазури» за первые годы издания, то естественно возникает вопрос, а почему издатели назвали его экологическим? Это было издание, которое освещало темы, иногда очень далекие от темы экологии: история, искусство, новости мира (например, статья о том, как празднуется окончание школы в Норвегии. 1997, № 1), художественные произведения, главными темами которых вовсе не были животные или экологические проблемы (например, рассказ М. Г. Пашенина «Федор Гаврилов – кумир мальчишек»; повесть Р. Брэдбери «Тойнбиевский конвектор»). Как объясняют сами создатели «Лазури», это связано с тем, что в понятие «экология» может входить много разных сторон жизни человека. Другая причина этого: подростка, который возьмет в руки журнал, нужно заинтересовать необычными фактами, последними достижениями наук и советами психолога. Сотрудники редакции постарались сделать издание разносторонним, чтобы любой старшеклассник или выпускник школы мог найти в нем что-то для себя.

Сегодня издание сильно изменилось: преобладают публикации, посвященные экологическим экспедициям и страноведческим путешествиям, различным видам животных, теориям о происхождении вселенной, воде, эволюции.

Для «Лазури» характерна широта использования жанров периодической печати: здесь публикуются заметки, интервью, зарисовки, статьи, рецензии, очерки (включая путевой очерк) и т. д.

Редакторская работа находится на высоком уровне: все публикации в «Лазури» подчиняются общему стилю издания, в рамках соответствующей тематики. В корректорской работе есть мелкие недочеты, вроде разбивки единицы измерения и числа по разным строкам.

Издание вполне можно назвать не только познавательным, но и увлекательным для думающей молодежи, для которой на первом месте стоит знание, а не развлечение. Расширить круг своих читателей изданию мешает маленький тираж и распространение только по подписке.

«Лазурь» и «Муравейник», безусловно, являются нужной периодикой для современного юного читателя. Они гармонично сочетают в себе познавательность статей в обозначенной теме и воспитание на лучших литературных произведениях. Эти журналы могут быть отличным вспомогательным источником знаний для учащихся.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что ниша детских периодических изданий о животных еще не заполнена до конца. Детские интересы безграничны, тема природы – тем более. Существует возможность появления подобных журналов в новой форме подачи материала с весьма обширным кругом тем (учитывая многомерность детской потребности в новых знаниях об окружающей природе), с учетом тех возможностей, которые оставляют неиспользованными уже существующие издания. Выйдя на рынок розничной торговли, новые журналы будут служить широкой популяризации знаний о животных и о природе в целом.


Заключение

В результате проведенного обзора и систематизации специализированных журнальных изданий о домашних животных были выделены три типологические группы в сегменте для взрослых: научно-популярные, научно-практические и информационно-рекламные издания. Данные группы журналов сформированы нами по наиболее значимым классифицирующим признакам, среди которых – целевое назначение, читательский адрес, тематика публикуемых материалов. На основе выявленных групп проведен редакторский анализ журналов о домашних животных по следующим параметрам: структура, жанровая палитра, авторский состав, художественное оформление.

Анализ показал, что среди рубрик этих журналов преобладают те, что повествуют об основных вопросах, являющихся предметом издания. Такие рубрики занимают наибольшее место в издании.

В научно-популярных журналах это материалы, повествующие об основных породах животных (на которых специализируется журнал), о способах правильного ухаживания за животными и их лечения. Также научно-популярные издания содержат рубрики, которые призваны привлечь как можно большее количество читателей. Этой же цели служит и стилистика публикуемых материалов, и общее оформление. Такие издания включают в себя, наряду с информационными и аналитическими, и художественно-публицистические жанры, чего нельзя сказать о других категориях рассматриваемых журналов.