1) Приращение знаний (т. к. общеобразовательная и интеллектуальная база читателя только формируется). На основе этого принципа журналы познавательного характера были разделены на научно-популярные и познавательно-развлекательные. Первый тип журналов отличает более глубокое освещение темы природы, научность (в соответствии с возможностями детского восприятия), ориентированность, прежде всего, на популяризацию научных знаний об окружающем мире. Второй тип изданий – познавательно-развлекательные журналы – характерен преобладанием рекреационного материала: комиксы, загадки, реклама новинок, игры и т. д., о чем иногда можно судить уже из названия журнала («Тошка и компания. Веселый журнал о животных»). В таких изданиях информация познавательного характера весьма сжата, преподносится не в виде статей, а в виде коротких заметок, подписей к рисункам.
2) Сообразность с природой детства. Здесь можно отметить, что для детских журналов о природе характерны: игра как способ познания мира и форма подачи материала для самых маленьких; энциклопедичность содержания изданий, обусловленная неограниченностью интересов детей и их природной любознательностью.
3) Для детских изданий характерен также принцип активности и самодеятельности: актив журнала, клуб журнала, дискуссии, конкурсы, самоделки. Важнейшей типологической чертой рассматриваемых изданий является также непосредственное участие детей в создании журнала посредством публикуемых детских стихов, рисунков, фотографий и т. п., а также посредством публикаций о детских организациях и обществах.
Гармоничность развития личности во многом зависит от своевременности активации способностей. Способности подвижны и чувствительны именно в детском возрасте. С годами невостребованные свойства личности «атрофируются». Детские журналы призваны развивать таланты ребенка, познавательность и развлекательность в детских изданиях должны органично сочетаться. Удачными в этом смысле можно назвать журналы «Муравейник», «В мире животных», «Юный натуралист», «Свирель», «Лазурь», «Свирелька». Но препятствием на пути к читателю таких изданий является то, что они распространяются только по подписке.
Заметно меньший тираж качественных журналов обусловлено сознательным отказом издателей от рекламы, благодаря которой издание могло бы позволить себе более привлекательное полиграфическое исполнение и хорошие тиражи.
К проблемам издателей можно отнести не всегда ярко выраженный стиль журнала. Из-за этого некоторые издания очень похожи друг на друга: «Тошка и компания», «Филя», «Твои веселые друзья зверята».
Проблема этического отбора материала также является актуальной. С этой точки зрения высоконравственным является не каждый журнал (например, это видно при сравнении журналов «Муравейник» и «GEOленок»). Структура некоторых журналов не продумана («Кот и пес», «Свирель»); схожий материал по непонятным критериям делится на разные рубрики; тематика одной рубрики неоднородна из номера в номер (например, Златоцвет журнала «Муравейник», журнал «Кот и пес»).
У отечественных аналогов международных изданий существует проблема адаптации к российскому информационному рынку.
Учитывая объем и разнообразие материала, можно заключить, что данная тема – журналы о животных для взрослых и детей – нуждается в дальнейшем исследовании. Тем более что эта тема не рассматривается в исследовательской литературе о периодической печати.
(Вы помните: последним абзацем – Ваши размышления о том, чего не хватает, на что стоит ориентироваться и т. п.)
Приложение 1 Перечень журналов о домашних животных
(Верочка, структура должна быть такая же, как в обзоре: взрослые журналы – и соответствующие группы; детские журналы – и соответствующие группы. Это сказала и Елена Мироновна, но, кажется, мне, а не Вам.)
Научно-популярные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.