Рабочая программа учебной дисциплины «Диагностика и коррекция готовности детей в школе и адаптации в 1 классе», страница 9

Требования к уровню развития познавательной сферы  учащихся 1 классов.

Методы и методики измерения. Изучение уровня обучаемости  А.Я.Ивановой, уровня учебных способностей Тарасун В.В. -  прогноз в развитии познавательной сферы, определение задач и стратегий коррекционной и развивающей работы.

Основные понятия: познавательная  сфера, коррекция.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о методах изучения познавательной сферы детей  1 класса – методики В.В.Тарасун, А.Я.Ивановой и методиках развития данной сферы.

Требования к умениям.

1.  Уметь подбирать игры-упражнения для индивидуальной работы  с детьми по развитию познавательной сферы первоклассника.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Провести 2-е методики, заполнить протоколы, написать заключение и рекомендации.

2.  Подобрать игры-упражнения для развития познавательной сферы первоклассников с разными проблемами (10 штук).

   Тема 2.5. Тревожность и школьные страхи.

Понятия тревога, страх: возрастные и невротические типы. Диагностические методы: незаконченных предложений, рисунки – «В школе», «На улице». «Что было самое хорошее, самое плохое» и др.

Тесты тревожности Теммл, Дорки, Амен; тест Розенцвейга.

Коррекционно-развивающая программа Прихожан: метод последовательной десенсибилизации, метод отреагирования, шуточные соревнования, метод цепочек и др.

Основные понятия: тревожность, страхи, десенсибилизация, метод, прием, форма организации.

Требования к знаниям.

1.  Знать основные понятия к теме.

2.  Иметь представление о диагностике и системе работы по преодолению страхов и тревожности.

Требования к умениям.

1.  Уметь написать рецензию на вышеуказанные программы.

2.  Уметь составлять конспект коррекционно-развивающего занятия по преодолению страхов и тревожности.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Написать рецензию на программы: Прихожан «Работа с тревожными детьми», Васильевой «Мама, прогони Бабу-Ягу»; Гарбузов «Как победить страхи».

2.  Составить конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 1 класса, имеющих школьную тревожность и  страхи.

   Тема 2.6. Дети с синдромом дефицита внимания.

Поведенческие характеристики ребенка и трудности обучения и социализации: беспокойные движения, неумение управлять поведением, быстрая отвлекаемость, незавершенность действий, потеря вещей, совершение опасных действий, нарушение социальных контактов и др.

Работа с родителями,  учителями при выборе тактики взаимодействия с детьми. Избегание двух крайностей, позитивная модель взаимодействия, поменьше слов «нет» и «нельзя».

Коррекционно-развивающая программа Раттер М.

Основные понятия: СНВ – синдром  несформированности внимания, коррекция, профилактика.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление об особенностях гиперактивных детей и помощи этим детям в период адаптации.

Требования к умениям.

1.  Уметь составлять картотеку игр для  гиперактивных детей.

2.  Уметь составлять рекомендации родителям гиперактивных детей.

Самостоятельная  работа с практические задания студентам.

1.  Составить картотеку игр-упражнений для работы с гиперактивными детьми (10 штук).

2.  Оформить рекомендации родителям и педагогам для преодоления проблем СНВ (3-4 печатных листа).

   Тема 2.7.  2.8. Социально и педагогически запущенные первоклассники.

Понятие социальной запущенности, педагогической запущенности. Внешние и внутренние причины. Изучение ситуации развития – микросоциум, воспитательно-образовательный процесс, позиция ребенка.

Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности (МЭДОС). Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности. Классификация методов по объекту и по предмету. Коррекция индивидуально-психологических особенностей ребенка: метод психо-мышечной тренировки, психогимнастика, методы когнитивной тренировки вербального интеллекта, методы креативной терапии.

Психокоррекция свойств субъекта общения:  метод игровой коррекции, метод позитивного общения,  ролевого научения, метод расшатывания традиционных ролей и статусное перемещение.