Рабочая программа учебной дисциплины «Диагностика и коррекция готовности детей в школе и адаптации в 1 классе», страница 4

Примерный тематический  план

для специальности «Социальная педагогика»

30 часов.

пп

Наименование разделов и тем.

Макс.

учеб.

нагр.

Кол-во часов на изучен. тем.

Самост.

работа студен.

Всего.

Теорет.

Практ.

Раздел 1. Диагностика и коррекция готовности детей к школе.

1.

Введение. Задачи и содержание курса, литература. Актуальность проблемы подготовки к школе и адаптации в 1 классе в условиях современного вари-ативного образования.

2

1

1

1

2.

Особенности  детей старшего дошко-льного возраста в контексте готовнос-ти к школе:

- морфо-функциональные и психофи-зические,

- психологические,

- социально-личностные.

4

3

1

2

1

3.

Некоторые подходы к проблеме «готовность к школе», «школьная зрелость». «преемственность» в оте-чественной и зарубежной теории и практике: Гетнер, Гитребл, Керн, Ирасек, Витцлок, Озерецкий, Нотки-на, Выготский, Запорожец, Эльконин, Кравцов, Бабаева и другие.

3

2

2

1

4.

Методы и методики измерения готов-ности. Обзор и анализ современных методик: Реан, Дощицына, Архипова, Вархотова, Чередникова, Ильина, Парамонова, Каменская и другие.

3

2

2

1

5.

Типичные проблемы в подготовке де-тей к школе, особенности работы с леворукими детьми, медлительными, гиперактивными, агрессивными, име-ющими школьные страхи. Работа с воспитателями, педагогами, родителями.

3

2

2

1

6.

Коррекционно-развивающие программы по подготовке к школе, их психолого-педагогический потенциал: Агафоновой, Ларцевой, Реан, Голови-ной, Водопьяновой. Шадхана.

5

4

2

2

1

7.

Планирование работы педагога-пси-холога по подготовке детей к школе, подготовка к психолого-педагогичес-кой практике.

2

2

2

Раздел 2. Диагностика и коррекция адаптации и дезадаптации в 1 классе школы.

1.

Психологический смысл дифферен-циации образования вначальной шко-ле, сотрудничество педагога-психоло-га с педагогическим коллективом и родителями.

1

1

1

2.

Понятие адаптации. периоды, уровни. Проявления школьной дезадаптации. Причины, формы. Карточка-профиль первоклассника.

3

2

2

1

3.

Мотивация учения и адаптация в 1 классе. Рисунки, анкеты. Методика ранжирования средовой адаптации.

2

2

2

4.

Изучение уровня  обучаемости ребен-ка по методике Ивановой и учебных навыков по методике Тарасун.

3

2

2

1

5.

Тревожность и школьные страхи де-тей начальной школы. Диагностика и коррекция.

2

2

2

6.

Дети с синдромом дефицита внима-ния и проблемы психологической помощи.

2

1

1

1

7.

Социально и педагогически запущен-ные дети. Комплексная экспресс-диа-гностика. Помощь социально и педагогически запущенным детям.

3

2

2

1

8.

Программа помощи детям с наруше-ниями в эмоциональной сфере, воле-вой сфере. Преодоление проблем дезадаптации через уроки общения и человековедения.

2

2

2

Итого:

40

30

11

19

10

Содержание  курса.

Раздел 1. Диагностика и коррекция готовности детей  к школе.

Тема 1.1. Введение.

Диагностика и коррекция готовности детей  к школе – одно из направлений работы педагога-психолога в ДОУ и школе. Задачи, содержание работы, литература. Требования по подготовке к практике, зачету.